Состоялось экспертное обсуждение законопроекта об основах разрешительной деятельности в РФ

13 Ноября 2019

Законопроект «Об основах разрешительной деятельности в РФ» в целом поддержан экспертами, однако он по-прежнему нуждается в доработке. В документе необходимо уточнить ряд определений, установить перечень форм разрешительной деятельности, модель жизненного цикла разрешительного режима, также следует перейти к электронному формату документооборота. С такими замечаниями и предложениями выступили эксперты и представители бизнес-сообщества в ходе совещания 13 ноября.

Проект закона подготовлен Министерством экономического развития на основе анализа действующих в России разрешительных режимов. Он устанавливает общие принципы организации и осуществления разрешительной деятельности, порядок использования информационно-коммуникационных технологий в сфере разрешительной деятельности, гарантии прав соискателей и обладателей разрешений. Положения документа направлены на комплексное решение проблемы систематизации разрешительных режимов. Кроме того, проект акта предусматривает регламентацию вопросов приостановления действия, аннулирования разрешения по решению органа исполнительной власти, выдавшего такое разрешение.

По данным Минэкономразвития, в России насчитывается 624 вида разрешительной деятельности, которые действуют практически во всех сферах общественных отношений.

По словам заместителя директора Департамента контрольно-надзорной и разрешительной деятельности Минэкономразвития Александра Вдовина, существует серьёзная проблема бессистемности регулирования и отсутствия единого подхода. Хорошо отрегулированы только две группы разрешений — лицензирование и аккредитация. Ещё один проблемный момент — это отставание от цифровой экономики. В этой связи предполагается создание единой информационной системы — реестра объектов разрешительной деятельности.

Проект закона позиционируется как один из ключевых элементов реформы контрольно-надзорной деятельности. Предполагается, что в связке с двумя другими основополагающими законами — о контрольно-надзорной деятельности и об обязательных требованиях — он в корне поменяет регуляторный климат в стране.

Что касается перехода на взаимодействие в электронном виде, то сейчас Минэкономразвития вместе с Министерством цифрового развития работают над созданием соответствующего электронного сервиса по разрешительной деятельности. Данный сервис позволит бизнесу понять, что ему нужно, чтобы получить разрешение, а также собственно будет обладать функционалом по его получению. Проект сервиса в ближайшее время должен быть представлен в Правительстве.

В целом в ходе обсуждения эксперты сошлись во мнении, что в законе необходимо дать более точные определения, в том числе понятий «разрешение», «разрешительная деятельность», «разрешительный контроль», «аккредитация»; установить перечень форм разрешительной деятельности; установить модель жизненного цикла разрешительного режима и уровень риска деятельности; а также понять — есть ли основания делать закон рамочным.

В свою очередь, директор Департамента контрольно-надзорной и разрешительной деятельности Минэкономразвития Надежда Машкова заверила, что большинство вышеперечисленных спорных моментов разрешатся с введением механизма «регуляторной гильотины» и что в документе важнее само содержание, посыл, а не отдельные слова.

Данный закон мы рассматриваем как часть регулирования общей контрольно-надзорной реформы, и это один из важных элементов госрегулирования. Законопроект в этой части точно так же создаёт общую рамку и вектор движения. Мы были строги в этом проекте насколько могли в отношении задачи целеполагания норм отраслевых режимов. Ведь когда у нас закон написан для идеальной картины мира, а потом суровая реальность разбивает её об отраслевые скалы, сделать уже ничего невозможно», — сказала Машкова.

Стоит согласиться, уточняет она, что сегодня есть много неудачных разрешений на ведомственном уровне, но законопроект как раз решит эту проблему, а глупые разрешения отсекутся путем «гильотины».

Все замечания, высказанные в ходе обсуждения, будут обобщены и учтены в дальнейшем рассмотрении законопроекта на всех этапах его прохождения. Минэкономразвития подготовит доклад по всем озвученным замечаниям и предложениям. 


Все события