В Башкортостане запустят «пилот» по координации работы надзорных ведомств

13 Октября 2017

В Башкортостане накоплен серьёзный опыт как в части хорошей организации работы надзорных ведомств, так и в части предпринимательской дисциплины. Ключевое значение для этого аграрного региона имеет деятельность Россельхознадзора. Здесь, по мнению представителей местного бизнеса, существует проблема дублирования функций и полномочий федерального ведомства и региональных органов, кроме того, нередко функции ведомства пересекаются с функциями Роспотребнадзора. Чтобы решить эту проблему, куратор реформы госконтроля, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов предложил реализовать в республике пилотный проект по повышению координации между надзорными ведомствами, который в будущем может быть расширен. Глава Башкортостана Рустэм Хамитов идею поддержал. Работа башкирского Россельхознадзора обсуждалась 13 октября в открытом формате с участием бизнеса, общественных и деловых объединений.

Открытые балансовые мероприятия по итогам деятельности контрольно-надзорных органов проводятся ежеквартально на федеральном и региональном уровне в рамках приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности, которая реализуется на площадке президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Подобные обсуждения направлены на профилактику нарушений: предприниматели в диалоге с руководством надзорных органов из первых рук получают информацию о типичных выявляемых нарушениях и могут устранить их на своих объектах до прихода инспектора.

Я предложил на площадке правительства республики создать координационный формат, в рамках которого по федеральным и региональным полномочиям проводилась бы совместная работа по планированию проверок и анализу их результатов. Чтобы федеральные и региональные инспекторы не ходили на одни и те же предприятия и не спрашивали одни и те же справки и документы. С другой стороны, есть межведомственные вопросы, когда раскоординированность федеральных структур приводит к дублирующим проверкам. Предприниматели обращают наше внимание на то, что Россельхознадзор и Роспотребнадзор зачастую проверяют одно и то же. На площадке республиканского правительства нам необходимо эту координацию усилить. Это сильно повысит качество работы инспекторского состава, а главное — приведёт к повышению качества продукции и защищённости граждан», — отметил Михаил Абызов.

Россельхознадзору нужна единая система учёта поднадзорных предприятий, указал министр. На сегодняшний день такая работа не выполнена, в результате предприниматели объективно жалуются, что сегодня требования проверяет региональный инспектор, а завтра их же — федеральный. Необходимо также иметь единые критерии распределения поднадзорных субъектов и объектов по категориям риска. Минсельхозу и Россельхознадзору вместе с субъектами РФ необходимо завершить эту работу до конца года, подчеркнул министр. Он также подчеркнул необходимость прозрачной и понятной системы информационного обмена между региональным Россельхознадзором и федеральным.

Обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан — главная задача госнадзора, подчеркнул министр. Он напомнил, что по показателям ущерба и показателям смертности, травматизма, заболеваемости по тем рискам, которые контролирует государство, Россия в 2 раза отстаёт от развитых стран. Здесь важно соблюсти баланс между интересами бизнеса, который нужно освобождать от избыточного административного давления, и интересами граждан.

Такой баланс намерено найти и руководство Башкортостана, реализуя приоритетную программу по реформированию госконтроля. По словам главы республики Рустэма Хамитова, Башкортостан поддерживает заданный президентом вектор на совершенствование контрольно-надзорной деятельности, исключение неэффективных и дублирующих функций надзорных органов, усиление взаимодействия с бизнес-сообществом. Для этого при главе республики сформирована рабочая группа, в которую вошли надзорные органы федерального и регионального уровня, деловые объединения. Одна из ключевых задач — переход на риск-ориентированные проверки.

Недавние события, связанные с локальной вспышкой ящура, понесённые потери в поголовье и экономический ущерб более 40 млн рублей ещё раз показали, насколько важен профессиональный контроль и надзор в этой сфере. Необходимо активизировать работу по контролю и надзору в части деятельности личных подсобных хозяйств. С одной стороны, мы не должны бесконечно и необоснованно проверять предпринимателей, но и ослаблять эту работу, допускать халатность и безответственность мы просто не имеем права. Нужен риск-ориентированный подход в части организации контрольно-надзорной деятельности. Надо искать золотую середину, которая будет устраивать и бизнес, и власть, и общество. Задача контрольно-надзорных органов заключается в том, чтобы своевременно выявлять и предотвращать подобные чрезвычайные ситуации. Не огульно осуществлять проверки и терроризировать бизнес, а работать в первую очередь там, где есть риски», — подчеркнул Рустэм Хамитов.

Чрезвычайные ситуации, такие как вспышка ящура, необходимо предупреждать и предотвращать ущерб, считает Михаил Абызов. Если перед религиозными праздниками традиционно идёт повышенный ввоз в республику мяса скота, то надо усиливать в этот момент времени профилактические мероприятия, постоянно реагировать на риски, указал министр. В то же время, по его словам, невозможно реализовать реформу, изменяя только надзор.

Мы готовы к конструктивной критике со стороны бизнеса. Но необходимо повышать и качество работы предпринимательского сообщества. Это улица с двусторонним движением. Мы готовы менять форматы, но и предпринимательское сообщество должно стать более компетентным, квалифицированным. Если мы не изменим характер работы предпринимательского сообщества, придётся возвращаться к использованию более жёстких государственных инструментов. Но возвращаться назад очень бы не хотелось», — отметил Михаил Абызов.

По мнению первого заместителя председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергея Лисовского, сокращая проверки бизнеса, необходимо одновременно ужесточать наказание за серьёзные нарушения. Минсельхоз должен отвечать за качество продукции от поля до прилавка, уверен сенатор. Сейчас на разных этапах ответственность несут разные ведомства, пояснил он.

Участники мероприятия также затронули вопрос облегчения отдельных требований и форм отчётности для предприятий малых форм: фермерских хозяйств, индивидуальных, частных предпринимателей. Михаил Абызов поручил отдельно проработать этот вопрос с Корпорацией развития малого и среднего бизнеса и «Опорой России». Это не означает, что к рискованным предприятиям нужно предъявлять другие требования, но нужно учитывать их специфику, подчеркнул министр. Что касается требований, то они должны зависеть не от оборотов предприятия, а от его категории риска.

С 1 января 2018 года инспекторов начнут оценивать по показателям предотвращённого ущерба, а не по числу проверок, напомнил Михаил Абызов.

У нас на сегодняшний день ещё реализуется "палочная" система, когда мы оцениваем, плохо или хорошо работает орган контроля и надзора, по тому, сколько он провёл проверок и сколько он собрал штрафов. Более того, такая практика и такая система поощряется и Счётной палатой. Иногда это поощряется как отдельный критерий органами прокуратуры. Мы отказываемся от этого подхода, этот подход начиная с 1 января является для нас неприемлемым на федеральном уровне. Оценивать эффективность и результативность контроля и надзора мы будем не по тому, сколько палок кому наставили, а как снижается причинённый ущерб для жизни и здоровья граждан. Есть ящур — плохо работаем, даже если проверок было много. Порядок в ветеринарном надзоре, нет нарушений, нет вспышек АЧС — значит надзор эффективен. К этим критериям будет привязана система мотивации инспекторов», — отметил Михаил Абызов.

Министр также сообщил, что с Минфином удалось договориться о том, что надзорные органы смогут повышать зарплаты инспекторов за счёт внутренней оптимизации. В рамках этих договорённостей вся экономия с учётом оптимизации структуры и штатной численности надзорных органов должна в полном объёме оставаться в распоряжении надзорного подразделения. Оно, в свою очередь, сможет направить высвободившиеся средства на повышение зарплат. В ближайшее время это положение планируется закрепить на уровне председателя правительства нормативным документом.

Михаил Абызов сообщил, что 19 октября на площадке Госдумы пройдёт «нулевое» чтение законопроекта о госконтроле, в котором должны найти отражение все новые инструменты «умного» государственного контроля и надзора, которые сегодня реализуются в рамках проекта по реформированию контрольно-надзорной деятельности. Он должен будет заменить собой 294-ФЗ о защите прав предпринимателей при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий. В ближайшее время планируется также обсудить документ на заседании правительства, сообщил министр.

Практика проведения подобных балансовых мероприятий будет продолжена. По мнению главы Башкортостана Рустэма Хамитова, без гласного обсуждения добиться результатов в нормализации контрольно-надзорной деятельности невозможно, а «открытое обсуждение, открытый диалог, пускай на грани конфликта, полезнее, чем замалчивание и сглаживание острых углов».


Все события