Негосударственные детские сады: организация горячей линии

7 Июля 2016

30 июня 2016 года состоялся всероссийский вебинар по теме «Негосударственные детские сады: лучшая практика поддержки предпринимателей, родителей и воспитателей и организация горячей линии». Онлайн-встречу провёл директор Института научно-общественной экспертизы, руководитель рабочей группы «Социальная политика и повышение качества социальных услуг» Экспертного совета при Правительстве России Сергей Рыбальченко на площадке Белгородского государственного технологического университета им. Шухова.

Первый заместитель начальника Департамента образования Белгородской области Ольга Медведева представила опыт поддержки предпринимателей, родителей и воспитателей негосударственных детских садов в регионе. Динамика развития негосударственного сектора дошкольного образования в области такова: в 2010 году существовало 3 частных детсада, а в 2016 их число достигло 69, в которых воспитывается 1788 детей. В регионе поддерживают все перспективные направления развития: создание корпоративных детских садов, безвозмездную передачу в муниципальную собственность или приобретение у частных инвесторов построенных зданий образовательных организаций, предоставление свободных мест в частных детских садах детям из муниципальной очереди с привлечением бюджетного финансирования, организацию групп муниципальных дошкольных образовательных организаций в нежилых помещениях, созданных застройщиками многоквартирного жилья в рамках социальных обязательств.

Обсудили и актуальность поддержки частных детских садов в целом: растёт контингент дошкольников, не во всех регионах достаточно мест в учреждениях, не хватает средств на строительство новых детских садов. Проблема обеспечения детей до 3 лет остаётся, текущая потребность — более 1 млн детей.

Участники дискуссии уделили внимание сложностям при оформлении негосударственных учреждений данной сферы. Так, в Якутии сообщили, что из 69 созданных ИП по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста 19 имеют лицензию, а в Хабаровском крае из 200 ИП лицензией обладает 1.

Отдельной темой онлайн-встречи стали ясли. Сергей Рыбальченко отметил, что необходимо использовать как отечественный, так и международный опыт. Например, во Франции более 50% детей до 3 лет обеспечены вариативной системой услуг по уходу, только сертифицированные няни воспитывают 1 млн французских детей. Для России с учётом разницы в численности населения это означает создание 600 тысяч новых рабочих мест в социальной сфере и почти 2 млн женщин, своевременно вернувшихся в экономику. В конечном итоге — повышение экономической устойчивости семьи и сокращение семейно-детской бедности. Для этого необходим ряд мер: разработка стандарта услуги по присмотру и уходу на основе консенсуса между предпринимательским и родительским сообществами и властью, которая также несёт ответственность за детей; включение органов социальной защиты, а не только образования; поддержка социального предпринимательства, работодателей, служб занятости. Нужны образовательные программы и правовая поддержка предпринимателей, родителей, воспитателей.

Подводя итог встречи, Рыбальченко отметил, что сейчас лучшее время за последние годы для развития негосударственного сектора в социальной сфере. Президент поставил задачу довести уровень финансирования из средств региональных и муниципальных программ СОНКО, предоставляющим социальные услуги, до 10%. Вице-премьером утверждён соответствующий комплекс мер, разработанный Минэкономразвития при участии Экспертного совета, в июле должны быть разработаны региональные планы по реализации этого комплекса мер. Правительством утверждена «дорожная карта» «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», она содержит комплекс из 44 мероприятий, намеченных к реализации в 2016–2017 годах. В сфере образования «дорожной картой», в частности, предусматривается обобщить практику бюджетного финансирования частных дошкольных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования, а также разработать механизмы финансирования дополнительного образования детей, обеспечивающего равный доступ на конкурсной основе к бюджетным ресурсам в зависимости от качества услуг по дополнительному образованию.


Все события