Система госконтроля на промышленных производствах будет усовершенствована

16 Мая 2016

Переход на риск-ориентированный контроль обеспечения промышленной безопасности будет продолжен. Особое внимание при этом будет уделено профилактике и предотвращению нарушений, и важную роль в этом процессе планируется отвести современным информационным технологиям для обеспечения дистанционного мониторинга рисков. Механизмы совершенствования контрольно-надзорной деятельности в промышленном секторе обсудили 16 мая участники Второго форума-диалога «Промышленная безопасность — ответственность государства, бизнеса и общества».

Ростехнадзор первым в Российской Федерации реализовал принципы риск-ориентированного контроля и надзора, напомнил министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Теперь этот подход зафиксирован вутверждённой Правительством 1 апреля «дорожной карте» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в РФ на 2016–2017 годы. Министр напомнил, что дополнения в закон о промышленной безопасности, предполагавшие реорганизацию контрольно-надзорной деятельности в этой сфере, обсуждались в формате Открытого правительства ещё 4 года назад. С тех пор специалисты федерального и регионального уровня провели масштабную ревизию всех поднадзорных объектов и распределили их по классам опасности, что позволило значительно оптимизировать контрольно-надзорную деятельность Ростехнадзора.

В результате этой титанической работы был внедрён подход, в рамках которого постоянный контроль и надзор, который ранее осуществлялся на более чем 290 тыс. опасных объектов, был реорганизован. На сегодняшний день количество объектов, которые входят в режим постоянного надзора, составляет порядка 9 тыс. Остальные объекты распределены по категориям меньшего риска. Таким образом, мы смогли сфокусировать основные направления надзора на объектах, которые представляют наибольшие риски и опасность, и реализуем систему надзора, как планового, так и внепланового, исходя из оценки уровня и степени рисков у этих объектов», — отметил Михаил Абызов.

Эта работа, по его словам, уже даёт серьёзные положительные результаты: за последние 2,5 года снижается количество происшествий на опасных объектах, положительная динамика наблюдается в области промышленного травматизма и смертельных случаев.

Показатели смертельного травматизма на опасных объектах сейчас находятся на минимальном уровне с 1995 года, подтвердил глава Ростехнадзора Алексей Алёшин. По его данным, в прошлом году на таких предприятиях погибло 193 человека — на 7 меньше, чем в 2014 году. Внедрение риск-ориентированного подхода также позволило значительно снизить административную нагрузку на предпринимательское сообщество, подчеркнул руководитель ведомства.

В первый год после внедрения статической модели риск-ориентированного контроля и надзора — это был 2014 год — мы сократили на 58% общее количество плановых проверок, а вместе с внеплановыми это количество сократилось на 27%. В прошлом году количество плановых проверок по отношению к 2014 году сократилось ещё на 17%. Почти на 30% сократилось число проверок в рамках строительного надзора. Можно подсчитать экономию, полученную бизнесом от этих мер, — речь идёт о сотнях миллиардов рублей», — сказал Алексей Алёшин.

Работа по совершенствованию промышленного надзора будет продолжена, подчеркнул Михаил Абызов. Так, в соответствии с поручениями Президента РФ, необходимо провести масштабную работу по ликвидации избыточных требований, которые сохранились в контрольно-надзорной деятельности. Это касается и работы других контрольно-надзорных органов, уточнил министр. С учётом стремительно меняющихся технологий подходить к промышленным объектам с точки зрения требований, некоторые из которых были сформированы в середине прошлого века, по его словам, неправильно.

Нужно провести ревизию всей системы требований. А с учётом того широкого спектра функций, которыми обладает Ростехнадзор (он обеспечивает надзор и на атомных объектах, и на энергетических объектах, и на химических предприятиях), чтобы провести по каждой отрасли такую ревизию и отказаться от избыточных требований, нужны масштабные усилия, много времени и финансирование. Учитывая ограниченность бюджета, нам надо будет смотреть, каким образом реализовать эту работу за счёт внутренних и дополнительных источников, где-то привлекая, в том числе, бизнес-сообщество, которое заинтересовано в разработке современной системы контроля и надзора. Для них это в перспективе серьёзное снижение затрат и издержек», — сказал Михаил Абызов.

Кроме того, по его словам, будет продолжена работа по ликвидации дублирующих полномочий на стыках деятельности Ростехнадзора и других ведомств.

Крайне важно при осуществлении контрольно-надзорной деятельности делать акцент на предотвращении аварий, используя в этих целях современные технологии, подчеркнул Михаил Абызов.

Наша задача не просто обеспечивать надзор, а за счёт применения современных технологий максимально реализовывать предупредительные мероприятия, предотвращая риски. Здесь не обойтись без вовлечения научного сообщества, применения новых технологий — как российских, так и международных. Сегодня в рамках реализации функций государственного надзора мы настаиваем на активном внедрении информационных технологий, которые позволяли бы обеспечить дистанционный надзор и дистанционный режим мониторинга рисков. Для этого необходима серьёзная база данных, платформа, другой режим взаимодействия с поднадзорными субъектами. Основы этих подходов мы уже закладываем во взаимодействие с Ростехнадзором», — отметил Михаил Абызов.

Ростехнадзор уже использует современные технологии при осуществлении госконтроля, отметил Алексей Алёшин. Система дистанционного мониторинга ситуации на опасных технических объектах сейчас испытывается на ряде предприятий, относящихся к пониженному классу опасности, и даёт возможность в режиме реального времени получать информацию о том, что происходит на конкретном предприятии. Если зафиксированы технологические отклонения, то специалисты Ростехнадзора имеют возможность оперативно отреагировать на них, пояснил глава ведомства.

Михаил Абызов, в свою очередь, подчеркнул, что для объектов первого, максимального, класса опасности дистанционный надзор будет лишь дополнительным инструментом, он не будет замещать постоянный государственный контроль, а скорее облегчит взаимодействие поднадзорного объекта с контрольными органами. Что касается объектов четвёртой категории риска, то такая замена, по его словам, вполне возможна.

Для повышения промышленной безопасности Ростехнадзор планирует ввести институт общественных инспекторов, сообщил Алексей Алёхин, — к надзорной деятельности планируется привлекать технических инспекторов профсоюзов. Михаил Абызов эту идею поддержал, отметив, что для этого потребуется обеспечить нормативную базу и провести разъяснительную работу в профсоюзных организациях.

Важным профилактическим инструментом в контрольно-надзорной деятельности должны стать проверочные листы, их внедрение также предусмотрено «дорожной картой» совершенствования контрольно-надзорной деятельности на 2016–2017 годы.

Когда мы говорим о человеческом факторе, мы в первую очередь говорим о невыполнении обязательных требований. Мы предполагаем внедрить в ближайшее время целый набор информационных технологий, в том числе электронные проверочные листы, когда нарушения будут выявляться на этапе эксплуатации самим персоналом. Для этого необходимо сделать технологическую платформу, где бы эти отклонения фиксировались», — сообщил Михаил Абызов.

Первым такую систему, по его словам, планирует внедрять Росатом, госкорпорация уже использует её при строительстве новых объектов. Затем опыт планируется  масштабировать.

Успехов в совершенствовании контрольно-надзорной деятельности Ростехнадзору удалось добиться в том числе и благодаря повышению открытости своей работы, активному взаимодействию с экспертным и деловым сообществом, констатировал Михаил Абызов. Этот факт отмечают и представители деловых объединений.

Нам сложно переоценить сегодняшний разворот Ростехнадзора в сторону общения с нами, с предпринимателями. Деятельность ведомства становится более открытой, мы можем делиться своими бедами и проблемами, вносить свои предложения. То, что сейчас происходит, мы можем только приветствовать и одобрять», — отметила вице-президент «Опоры России» Марина Блудян.

О важности использования ресурса общественности в решении задач Ростехнадзора сказал и член Общественной палаты Валерий Васильев. Для этого, по его словам, нужно использовать такие механизмы, как общественный контроль, общественные слушания и общественный мониторинг. Совместная работа представителей органов власти, профессиональных и общественных объединений будет способствовать повышению уровня промбезопасности, согласился первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Майоров.

В качестве эффективной площадки для такого взаимодействия себя уже зарекомендовал общественный совет при Ростехнадзоре. Позитивных изменений в работе ведомства и в повышении безопасности на промышленных предприятиях удалось добиться благодаря «союзу науки, правильного, грамотно организованного контроля и правильной организации общественной работы в целом в Правительстве», считает председатель общественного совета при Ростехнадзоре Владимир Грачёв. Он высоко оценил работу Открытого правительства по формированию общественных советов при федеральных органах исполнительной власти и вручил министру РФ Михаилу Абызову орден В.И. Вернадского. Эта награда учреждена Неправительственным экологическим фондом имени В.И. Вернадского, президентом которого является Владимир Грачёв.

Сначала общественные советы возникали спонтанно, сейчас всё это в масштабах Экспертного совета при Правительстве, в масштабах Открытого правительства структурировано и служит достижению результатов. Я надеюсь, что при реорганизации органов надзора всё это будет учтено», — сказал Владимир Грачёв.


Все события