Минобрнауки обсудило с общественным советом цели и задачи на 2016 год

11 Февраля 2016

Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов вынес на обсуждение общественного совета при министерстве публичную декларацию целей и задач ведомства на 2016 год. Рассмотрение документа прошло на заседании 10 февраля. Говоря о выполнении планов на год прошедший, министр сказал, что практически все целевые значения и показатели достигнуты.

Публичная декларация целей и задач является одним из 10 механизмов, закреплённых в Стандарте открытости федеральных органов исполнительной власти. Он был разработан Экспертным советом и утверждён распоряжением Правительства РФ 30 января 2014 года. Стандарт направлен на повышение прозрачности и подотчетности власти. В публичной декларации должно содержаться 5–7 ключевых целей ведомства на текущий год с указанием ожидаемых результатов. При этом все цели, задачи и индикаторы измерения должны быть сформулированы на понятном и доступном для граждан языке. Минобрнауки было в числе первых ведомств, которые в 2013 году представили такую декларацию.

Одной из важнейших задач, которую ставит перед собой Минобрнауки в 2016 году, — сохранение уровня зарплат в образовательной сфере, несмотря на сложную экономическую ситуацию.

Задачи нужно ставить реалистичные, в качестве таких задач мы ставим неснижение минимального уровня заработной платы по всем уровням образования у всех без исключения регионов», — отметил Дмитрий Ливанов.

Другая важная задача — воспитательная работа в образовательной системе. К 2020 году Минобрнауки планирует вовлечь в гражданско-патриотические мероприятия 95% детей и молодежи.

Одной из целей развития общего образования в России станет строительство в регионах в 2016 году трёх десятков принципиально новых школ, которые позволят вести обучение с использованием самых современных технологий. Кроме того, в школах планируется создать полноценную систему электронного образования и расширить спортивную инфраструктуру.

В части высшего образования министерство сконцентрируется на программе повышения конкурентоспособности ведущих вузов и ставит задачу, чтобы не менее 7 университетов попали в топ-200 различных мировых рейтингов. Кроме того, в Минобрнауки рассчитывают на увеличение числа научных публикаций и рост доли России в общемировом объеме таких работ.

Приоритетными направлениями работы министерства в текущем году станут также устройство детей-сирот и обеспечение образования детей с ограничениями по здоровью, а также расширение охвата школьников дополнительным образованием за счёт привлечения в том числе негосударственного сектора.

Члены общественного совета высказали свои замечания и предложения по многим пунктам декларации. По мнению главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова, документ носит формальный и поверхностный характер. Он обратил внимание на то, что в декларации слишком мало внимания уделено среднему образованию, в особенности повышению его качества, а также использованию новых технологий.

Я говорю не о строительстве новых школ и спортзалов, а о новых вызовах, которые стоят перед любым министерством образования в новую эпоху. Предлагаю посвятить одно из следующих заседаний общественного совета новым вызовам для школьного образования», — сказал он.

Научный руководитель Центра мониторинга качества образования Высшей школы экономики Виктор Болотов, в свою очередь, выступил с предложением упомянуть в декларации о необходимости повышения открытости и подотчетности системы образования для граждан и общества.

Повышению открытости, в частности, могла бы способствовать публикация рейтингов школ на основе данных о результатах сдачи ЕГЭ, считает Алексей Венедиктов. Такие рейтинги, по его словам, уже публикуются в Москве и Тульской области и помогают родителям школьников выбрать подходящее учебное заведение.

В интернете сейчас ходят негосударственные рейтинги, составленные мошенниками и не подтверждённые департаментом образования. Родители, вместо того, чтобы обращаться туда, где информация собранная и понятная, пользуются этими рейтингами. Но им важно сертифицированное знание», — пояснил он.

Виктор Болотов, в свою очередь, напомнил, что публиковать информацию о результатах единого госэкзамена по школам, по муниципалитетам и субъектам федерации ранее рекомендовало Открытое правительство. Сопредседатель общественного совета Евгений Ямбург предложил более детально рассмотреть этот вопрос на одном из следующих заседаний в рамках обсуждения проблем среднего образования.

Вопрос раскрытия в машиночитаемом виде обезличенных данных о результатах сдачи ЕГЭ ранее неоднократно обсуждался на заседаниях общественного совета при Минобрнауки, в том числе с участием министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова.

Запрос [общества] на раскрытие результатов ЕГЭ в централизованном формате — сегодня номер один. И как-то обществу надо ответить — будет удовлетворён этот запрос или не будет, в какие сроки и почему», — отмечал министр.

Статистические данные о результатах экзаменов сейчас предоставляются в гиперагрегированной форме — применительно к субъекту Российской Федерации, отмечают в Экспертном совете при Правительстве. Как следствие, невозможно провести межмуниципальные, междушкольные и внутришкольные сопоставления качества образования. Сведения о результатах экзаменов, по мнению экспертов, должны раскрываться в привязке к конкретным организациям, осуществляющим образовательную деятельность, предметам обучения и классам.

В рамках Всероссийского конкурса «Открытые данные Российской Федерации», который был организован в 2015 году Открытым правительством в партнерстве с Аналитическим центром при Правительстве РФ, Минэкономразвития и Минкомсвязи, некоторые разработчики попытались создать приложения для сравнения качества образования в разных школах, но все они столкнулись с проблемой доступности машиночитаемых данных. Для решения проблемы, по мнению экспертов, Минобрнауки и Рособрнадзору совместно с Советом по открытым данным, который возглавляет Михаил Абызов, необходимо разработать и внести в Правительство соответствующие поправки в нормативную базу.


Все события