Реформа госуправления: обучение лучшим практикам

18 Ноября 2015

В повышении открытости и инвестиционной привлекательности регионов важную роль играет совершенствование системы государственного управления. Здесь необходимо ориентироваться не только на лучшие российские практики, но и на международный опыт, не забывая при этом, что подход к реформам должен быть индивидуальным для каждого региона. Это отметил министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, выступая 18 ноября перед участниками второй волны образовательной программы для региональных управленческих команд, организованной Агентством стратегических инициатив на площадке Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

По словам министра, обучение чиновников новым технологиям государственного управления сейчас выходит на первый план: в Правительстве прорабатывается программа серьёзного изменения стандартов качества госуправления. Речь идёт как об изменении культуры госслужбы, так и об организационных и технических новациях. Есть опыт проведения для федеральных чиновников обучающих семинаров с участием ведущих международных специалистов, сотрудничество в этом направлении планируется развивать с Сингапуром — лидером по качеству госуправления.

В ближайшее время мы будем организовывать курс для федеральных руководителей высокого уровня — министров и заместителей министров — в Сингапуре, о чем вчера договорились на межправительственной российско-сингапурской комиссии и закрепили это соответствующим соглашением. Порядка 100 федеральных чиновников пройдут в следующем году обучение лучшим международным практикам. Также в квалификационных тренингах примут участие представители регионов, которые будут отбираться через специальную предварительную программу. Нужно выбрать именно тех людей, которые обладают большим потенциалом и энергией реализовать полученные знания в региональном формате», — сказал Михаил Абызов.

В России уже есть ряд успешных региональных практик в области совершенствования госуправления и повышения инвестиционной привлекательности, отметил министр. Показательные регионы — Татарстан, Ульяновск, Калуга, Белгород, Тамбов и Москва. Их история успеха, по словам Михаила Абызова, не в процедурах и не в скорости, а в сильном, харизматичном лидере региона, духе и настроении в команде и в чётком понимании, что чиновник работает не в собственных интересах, а в интересах налогоплательщиков — граждан и бизнеса. Поэтому в этих регионах удалось добиться главного — изменения менталитета госслужащих.

Кроме того, эти регионы сумели научиться работать в команде с федеральными органами исполнительной власти, подчеркнул министр.

Они работают вместе, не мешая, а напротив, дополняя друг друга своими действиями. Плотное взаимодействие в том числе с федеральными правоохранительными структурами, с федеральными территориальными органами абсолютно необходимо для того, чтобы был успех, в том числе при привлечении в регион инвестиций. Предпринимателю не важно, кто его воспитывает — регионал или федерал. Он приходит на территорию, и если ему там некомфортно вне зависимости от того, кто создаёт ему препятствия, он не будет там работать», — отметил Михаил Абызов.

Эффективное взаимодействие федеральной и региональной власти невозможно без создания сопряжённых друг с другом информационных систем, которые обеспечивают качественную коммуникацию. Сейчас федеральные и региональные информационные системы практически не интегрированы друг с другом, констатировал министр.

Он также посоветовал региональным властям более серьёзно относиться к вопросам получения обратной связи. В качестве позитивного примера он привёл столичный ресурс «Активный гражданин», на котором граждане могут высказать мнение по поводу различных инициатив московского правительства. Формат такого проактивного общения с гражданами и бизнесом очень полезен для всех регионов, уверен Михаил Абызов.

Но нужно иметь в виду, что применение лучших практик не может быть абсолютной формулой успеха. Я уверен, что прямым копированием ничего не добьешься. Лучшие практики — это лишь набор механизмов, из которых можно выбирать. Конечно, есть и такие практики, которые обязательны для всех регионов, но в целом в этом вопросе необходим индивидуальный подход», — отметил министр.

Вопросы совершенствования государственной службы и системы управления, переход на прозрачную систему показателей эффективности, персональную ответственность, чёткую публичную отчётность, по его словам, крайне важны, чтобы создать правильную формулу взаимоотношений с обществом и бизнесом.


Все события