Эксперты сочли формальностью антикоррупционные планы ведомств

1 Октября 2014

Планы большинства министерств и ведомств на 20142015 годы по противодействию коррупции с корректировками в соответствии с Национальным планом носят формальный характер, некоторые ведомства их вовсе не опубликовали. Соответствующее заключение сделала рабочая группа Экспертного совета при Правительстве по противодействию коррупции.

Национальный план противодействия коррупции на 20142015 годы был утвержден Указом Президента от 11 апреля 2014 года. В соответствии с Указом, руководители федеральных органов государственной власти, иных госорганов должны были до 1 июля 2014 года обеспечить внесение в свои антикоррупционные планы изменений, направленных на достижение конкретных результатов, а также контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами. Во исполнение поручений главы государства Председатель Правительства Дмитрий Медведев поручил Минэкономразвития, министру по вопросам Открытого правительства Михаилу Абызову и подконтрольным Правительству министерствам совместно с Экспертным советом ежеквартально с 1 октября обеспечивать контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами. В связи с этим Экспертный совет проанализировал скорректированные планы министерств и ведомств по противодействию коррупции.

Оценка этих документов проводилась среди 60 федеральных органов исполнительной власти, находящихся в подчинении Правительства, а также госкорпораций. Основными критериями при оценке являлись соответствие планов антикоррупционной стратегии и требованиям, изложенным в Национальном плане противодействия коррупции на 20142015 годы, а также требованию Указа Президента от 11 апреля 2014 года №226 о внесении изменений, направленных на достижение конкретных результатов.

Экспертный совет пришел к неутешительным выводам. Из 60 министерств и ведомств к концу сентября актуальные планы разместили только 35. У 14 ФОИВов планов в публичном доступе нет — они либо отсутствуют вообще, либо безнадежно устарели. Некоторые ведомства разместили документы с опозданием. При этом задача рабочей группы не "клеймить" министерства, а помочь выстроить качественную внутреннюю работу в каждом ведомстве. Но нельзя не отметить: у Минэкономразвития контрольного ведомстваинформации о плане не представлено. Многие же из проанализированных экспертами планов оказались формальными и скопированными с шаблона», — сказал Михаил Абызов.

Согласно выводам рабочей группы, из 60 федеральных органов исполнительной власти у шести нет раздела, посвященного противодействию коррупции. У четырех представлен план за 20122013 годы, у шести план бессрочный. 

Основной перечень мероприятий и формулировки одинаковые у разных ведомств, отмечается в заключении. Документы всех ведомств включают разделы с I по III, которые предусматривают мероприятия, направленные на регулирование конфликта интересов и соблюдение госслужащими принципов служебного поведения; анализ причин коррупции и мониторинг коррупционных рисков; обеспечение взаимодействия с обществом и доступа к информации. Лишь в части планов есть дополнительные разделы: раздел IV, посвященный мероприятиям «с учетом специфики» деятельности данного ведомства, а также раздел V об «иных» мероприятиях по противодействию коррупции, не вошедших в предыдущие разделы. Впрочем, отсутствие IV и V разделов в некоторых планах компенсируется тем, что все мероприятия включены в один из первых трех разделов плана.

Подход крайне формальный, зачастую просто не выполнен Указ Президента. Рассматривая планы подведомственных министерствам служб, госкорпораций, федеральных фондов, мы увидели, что идет фактически дублирование неэффективных документов. Национальный план по противодействию коррупции крайне конкретный, содержит конкретные задачи и конкретные сроки, он детализирован, в том числе по стратегическим направлениям. Это не учтено, причем даже в тех ФОИВах, которые являются ответственными за антикоррупционную работу… В большинстве планов написано: "ответственный такой-то департамент", не начальник! Сроки исполнения — "постоянно, по мере необходимости, — констатирует руководитель рабочей группы Экспертного совета по противодействию коррупции Кирилл Кабанов.

Позитивные примеры, которые выделила рабочая группа Экспертного совета, планы Минфина и «Росатома», говорит эксперт.

Вопиющие случаи ряд ФОИВов, в которых вообще нет плана. Например, у Росимущества нет плана, там даже во внутренних документах нет упоминания о Национальном плане», — сетует Кирилл Кабанов.

Экспертный совет намерен усилить контроль над реализацией антикоррупционных планов. Так, ранее Правительственная комиссия по координации деятельности Открытого правительства поручила министерствам и ведомствам включить антикоррупционные планы в обязательную повестку обсуждения общественных советов. Кроме того, при Правкомиссии создана рабочая группа по антикоррупции.

Эксперты суммировали абстрактные формулировки, выявили "пробелы" и лучшие практики возможности для качественной работы есть. Конкретные рекомендации содержит и Стандарт открытости: и по публикации информации — от расходов на работу министерства до госзакупок — и по антикоррупционной экспертизе, и по работе с обращениями граждан», — отметил Михаил Абызов.

Эксперты рабочей группы в свою очередь высказали рекомендации относительно конкретных результатов, которые могут содержать планы.

Если идти по стратегическим направлениям [Национального плана], то идеальный антикоррупционный план министерства должен содержать изучение коррупционных практик, конкретные промежуточные сроки, конкретные предложения по изменению процедур с целью уменьшения коррупционных практик, законодательную инициативу, изучение системы конфликта интересов именно на практиках и усиление мер по предотвращению конфликта интересов. Одно из таких стратегических направлений строительство. Позитивный пример — "Росатом". Госкорпорация внесла систему ЖКХ и строительство отдельной составляющей плана, поскольку это отдельный приоритет, а у него есть ЗАТО. В плане отмечено изучение коррупционных практик, проведение оценки. И здесь встает вопрос что такое эффективность? "Росатом" считает в деньгах сколько предотвращено или возвращено в результате противодействия злоупотреблениям», — говорит Кирилл Кабанов.

Среди приоритетных направлений в Национальном плане противодействия коррупции выделен ряд отраслей. В связи с этим Дмитрий Медведев поручил профильным ведомствам и Михаилу Абызову совместно с Экспертным советом провести анализ коррупционных рисков в сфере жилищно-коммунального хозяйства, потребительского рынка, строительства, а также при реализации крупных инфраструктурных проектов и обеспечить внедрение комплекса мер, направленных на снижение уровня коррупции в данных сферах. Срок — до 1 июля 2015 года.

Мы будем обращаться к Президенту, к руководителю Администрации Президента с предложением о введении ответственности должностных лиц, включая руководителей ФОИВов», — сказал Кирилл Кабанов.


Все события