Эксперты отправили концепцию госконтроля на доработку

13 Августа 2014

Экспертный совет при Правительстве и Минэкономразвития создадут рабочую группу по доработке проекта концепции федерального закона о государственном и муниципальном контроле и надзоре. В рамках этой работы и обсуждения проекта в общественном совете при Минэкономразвития также будет поставлен вопрос о продлении срока разработки проекта. Соответствующие решения приняты в ходе экспертного обсуждения проекта концепции, которое прошло 12 августа в рамках заседания общественного совета.

В соответствии с поручениями Президента, Правительству поручено до конца года разработать и внести предложения по новой концепции контроля и надзора на государственном и муниципальном уровне… Следующий шаг, если эти подходы будут одобрены Правительством и Президентом, — непосредственная работа над текстом проекта законопроекта», — напомнил министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Проект концепции этого закона уже прошел ряд обсуждений в экспертном сообществе. По замыслу Минэкономразвития, новый закон должен быть направлен на совершенствование системы оценки эффективности контрольно-надзорной деятельности, внедрение установок для контрольно-надзорных органов по содействию экономической активности, введение риск-ориентированного подхода при проведении проверок, активизацию общественного контроля, усиление прозрачности и подотчетности контрольно-надзорных ведомств и так далее.

У нас обычная ситуация, для которой очень много примеров: это ситуация, когда на один риск реагируют сразу несколько контрольно-надзорных органов, и каждый в своей части. И субъект предпринимательской деятельности может проверяться под этим предлогом много раз, и вроде как бы все правы… Административные издержки, которые бизнес испытывает в связи с контрольно-надзорными мероприятиями, по нашим оценкам, только растут…» — пояснил замглавы Минэкономразвития Олег Фомичев.

Сейчас вопросы контроля и надзора за субъектами хозяйственной деятельности регулируются 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также многочисленными ведомственными и другими актами.

Порядка 150 федеральных законов существуют, в которых так или иначе упоминаются отдельные виды контроля и надзора. Порядка 200 только подзаконных актов, которые связаны с процедурами его осуществления. Порядка 60 видов контрольно-надзорной деятельности выведены из-под действия 294-го закона», — уточнил директор Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Алексей Херсонцев.

Экспертный совет, изучив подготовленный министерством проект концепции, сделал заключение о необходимости его доработки. Эксперты поддержали задачи по систематизации контрольно-надзорной деятельности и переходу к управлению рисками, а также ряд других мер. Это дистанционный контроль, закрепление всех форм контроля и надзора, выделение контрольных подразделений, закрепление ответственности при принятии решений за руководителями, обязательность обратной связи, совершенствование института общественного контроля. Заключение Экспертного совета: проект является рамочным.

Пока есть ощущение, что концепция имеет перекос, что в ней приоритеты заявлены с точки зрения государственных органов… Насколько проанализированы запросы предпринимателей и общества — этого нет… В концепции мы должны найти ответы и о том, как и общество, и бизнес могут удовлетворить свои ожидания от контрольно-надзорной деятельности», — рассказал о выводах Экспертного совета его член Александр Брагин.

В заключении эксперты сделали ряд замечаний. В частности, речь идет о принципах определения профилей риска для проведения контрольно-надзорных мероприятий, выборе санкций, развитии форм негосударственного контроля, механизмах реализации закона, профилактике правонарушений, администрировании, принятии подзаконных актов, оптимизации контрольно-надзорных функций и так далее.

По мнению экспертов, сформулированные в концепции ожидаемые результаты не имеют количественных характеристик и не могут быть оценены в процессе (по окончании) реализации концепции. Кроме того, в документе не представлена системная оценка финансовых последствий реализации данной реформы, заметил Александр Брагин.

В ходе заседания развернутые замечания также представили первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин и общественный омбудсмен по вопросам защиты прав предпринимателей в сфере контрольно-надзорной деятельности Петр Слепченко.

У нас сейчас нет готовой 100-процентной концепции, под каждым словом которой мы готовы подписаться… Мы рассчитываем к такому результату прийти по итогам обсуждения», — признал Олег Фомичев.

Минэкономразвития выделило ряд «развилок», которые еще необходимо обсудить с экспертами: место закона в действующем законодательстве; разграничение определений контроля, надзора и разрешительной деятельности; определение видов контроля и надзора; оценка эффективности. Дополнительного обсуждения требуют три направления, сказал Алексей Херсонцев: разграничение контрольно-надзорных полномочий между уровнями публичной власти; соотношение разрешительной деятельности, контроля и надзора; место нового закона в системе законодательства. Такая работа может сдвинуть сроки внесения проекта концепции в Правительство, предположил Михаил Абызов. По его словам, к окончанию срока обсуждения документа (1 сентября) Минэкономразвития уже должно представить позицию по итогам обсуждений. 

Через 18 дней Министерство экономического развития должно доложить в Правительство не просто результаты рассуждений на тему, а конкретный проект концепции и результаты соответствующих экспертных слушаний и заключения бизнеса… Вы говорите: "Мы представляем не проект концепции, а мысли". Надо срочно ускоряться, чтобы эти мысли преобразовать в конкретную концепцию не с "развилками", а с позицией министерства… и получить позицию экспертного сообщества не на "развилки", а на мотивированную, аргументированную позицию министерства!» — сказал министр, выразив мнение, что до 1 сентября сделать эту работу качественно невозможно.

Участники заседания согласились с предложением члена Экспертного совета, первого проректора ВШЭ Льва Якобсона о создании рабочей группы по доработке проекта концепции. Свое заключение в рабочем порядке также даст общественный совет при Минэкономразвития. По словам зампреда совета, главы ЭСКАРа Петра Фрадкова, общественный совет также обсудит, стоит ли переносить сроки внесения проекта концепции в Правительство. Концептуальные подходы ряд отраслевых ассоциаций и экспертов уже изложили.

Если мы будем относиться к контролю как к некоей наказывающей вещи, у нас не будет никаких инноваций, никакого развития в принципе… По сути, все контрольные органы надо было объединить в два — контрольный орган в сфере потребительского рынка и контрольный орган в сфере производства… Если мы сами для себя не сделаем арабского скакуна, то есть не напишем идеальный закон… будет гораздо хуже. Давайте сделаем максимально идеалистический закон. А в нынешнем виде — полный кошмар», — призвал сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.

Обтекаемый закон сейчас будет огромным злом», — согласился Лев Якобсон.

При этом, например, «Опора России» уже подготовила предложения по ряду обозначенных Минэкономразвития «развилок», в том числе и по одной из самых спорных — разграничению понятий контроля и надзора.

Главная задача законопроекта — искоренение самого понятия "надзор". Закон о государственном надзоре уже есть: он называется "О прокуратуре Российской Федерации"… Контроль, очищенный от надзорных функций, является оценкой соответствия обязательным требованиям технического регулирования», — подчеркнул Владислав Корочкин.

При этом полномочия государственных органов должны быть максимально четко очерчены, сказал глава Российской венчурной компании Игорь Агамирзян.

И как член Экспертного совета, и как член общественного совета Минэка хотел бы четко сформулировать свою позицию… Есть принцип: все, что не запрещено, разрешено. Это ни в коем случае нельзя распространять на деятельность органов госвласти… Органам контроля надо запрещать каким бы то ни было образом расширять свои полномочия», — заявил он.

В будущем законе о государственном и муниципальном контроле должен быть учтен региональный и отраслевой опыт (в том числе и ошибки), напомнил Михаил Абызов. Так, должны быть проведены консультации с регионами о делегировании им части полномочий, а опыт передачи контрольно-надзорных полномочий «сверху» будет проанализирован.

Экспертный совет предложил Председателю Правительства в течение августа-сентября рассмотреть вопрос о подходах и неотложных мерах по совершенствованию контроля и надзора в рамках действующего законодательства, исходя в том числе из принципов, которые мы будем закладывать в обновленный проект закона… Речь идет о неотложных мерах, которые мы уже в этом году должны начать реализовывать», — сказал также Михаил Абызов.

Такие предложения Экспертный совет выдвинул в ходе работы по вопросам совершенствования бизнес-климата — их различные аспекты регулярно проходят обсуждения на встречах с премьер-министром Дмитрием Медведевым.

Очередной подход к этому снаряду, который делает Министерство экономического развития, особо тяжелый. Это не подкрутить какой-то винтик. Вам (Минэкономразвития) предстоит провести совместно с коллегами в Правительстве, совместно с экспертным сообществом, бизнесом поистине серьезные, революционные преобразования, или лучше вообще ничего не делать», — резюмировал Михаил Абызов.


Все события