Кодекс этики госслужащего: предложения Экспертного совета

1 Июля 2014
Кодекс этики госслужащего нуждается в определении его роли в формировании корпоративной культуры государственных служащих, для урегулирования конфликтов интересов на госслужбе необходимо развивать саморегулирование, а санкции за нарушение Кодекса необходимо уточнить. Эти и другие предложения Экспертный совет при Правительстве дал для совершенствования Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. Подготовить предложения в плане противодействия коррупции на 2014–2014 годы Правительству РФ поручил Президент Владимир Путин. Соответствующий указ был подписан 11 апреля 2014 года. Ответственными за исполнение поручения премьер-министр Дмитрий Медведев назначил Минтруд, Минюст, МВД, Минобороны и министра по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова. 

Действующий Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих был одобрен решением президиума Совета при Президенте по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 года. Он является основой для разработки госорганами и органами местного самоуправления кодексов этики и служебного поведения. Документ закрепляет, что все госслужащие должны принимать необходимые меры для соблюдения Типового кодекса, а каждый гражданин России вправе ожидать от любого чиновника поведения в отношении этого гражданина в соответствии с Типовым кодексом. 

В существующем виде Кодекс представляет собой скорее свод существующих норм, что допустимо для кодекса как ориентирующего документа для использования во внутренней кадровой политике (в том числе и для формирования "корпоративной культуры"), но представляется излишним для инструмента формального регулирования. В этом смысле, вероятно, достаточно ограничиться памятками как для должностных лиц, так и для граждан», — говорится в замечаниях Экспертного совета.

Эксперты также рекомендуют уточнить границы государственной/муниципальной службы. Например, сотрудники многофункциональных центров де-юре государственными или муниципальными служащими не являются, но оказывают госуслуги. Этот вопрос требует уточнения, считают в Экспертном совете. Еще одно касается военной и правоохранительной службы: она считается госслужбой, но в Кодексе такого разграничения нет. При этом в силу специфики исполнение военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов положений документа затруднительно, поэтому очевидно, что в Кодексе речь идет о государственной гражданской службе. Повышение ее эффективности уже становилось предметом анализа Экспертного совета, замечания которого учтены при формулировании методических рекомендаций Минтруда о применении новых кадровых технологий в госслужбе.


Государственным гражданским (и муниципальным) служащим необходимо развивать саморегулирование. Именно профессиональные сообщества в будущем должны принимать кодексы этики, считают в Экспертном совете.Действующие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов фактически не выполняют возложенные на них задачи. Помимо административного регулирования необходимо горизонтальное саморегулирование внутри профессионального сообщества», — отмечается в рекомендациях Экспертного совета. При этом обновление административного регулирования требует уточнения санкций за нарушение Типового кодекса, полагают эксперты. Так, статья 29 предусматривает «моральное осуждение» — она устарела и неконкретна, подчеркивают в Экспертном совете. В то же время необходимо конкретизировать такие понятия Кодекса, как общественное сознание, мораль, нравственность и т.д., считают эксперты. Эксперты также предложили прямо записать обязанность каждого государственного/муниципального служащего соблюдать положения Типового кодекса.Принимать меры — задача его руководства», — отмечается в рекомендациях. 

Ряд формулировок в Экспертном совете сочли излишними. Так, Кодекс запрещает госслужащим курить на рабочем месте и при общении с гражданами. Такое требование уже содержится в 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Излишней эксперты сочли и формулировку о том, что Типовой кодекс призван повысить эффективность выполнения служащими своих должностных обязанностей. «Этические нормы не всегда имеют непосредственную связь с эффективностью работы конкретного государственного (муниципального служащего), скорее повсеместное исполнение таких норм должно привести к повышению эффективности работы государственных органов в целом, а также их прозрачности и доверия населения к указанной работе», — говорится в заключении Экспертного совета. 


Кодекс этики госслужащего — рамочный документ. Его суть в том, что каждый должен делать свою работу профессионально и честно. Одним из ключевых приоритетов построения системы "Открытое правительство" — четырех «К» — являются кадры, человеческий капитал, что полностью согласуется с Кодексом. И это направление на госслужбе должно развиваться. Внедрение Стандарта открытости, прозрачные госзакупки, оптимизация контрольно-надзорных функций — это основные направления работы Экспертного совета, они прямо направлены на повышение открытости госслужащих, повышение эффективности их работы. Что особенно актуально в свете предложения Председателя Правительства Дмитрия Медведева о сокращении госаппарата на 10%. Недавно мы подводили итоги работы системы Открытого правительства и говорили, что одна из важнейших пока нереализованных идей — переход к эффективному контракту в госуправлении. Когда за руководителем региона или ведомства закрепляется контракт по выполнению им ключевых показателей эффективности, это служит некой базой для оценки работы его и его команды. Это направление необходимо реанимировать, тем более, положительный опыт уже есть. В Самарской области постановлением губернатора в 2013 году внедрен механизм формирования части фонда оплаты труда территориальных органов исполнительной власти в зависимости от результатов их работы. Процесс внедрения включал мониторинг действующих показателей эффективности, разработку новых КПЭ, их общественную экспертизу и утверждение», — сказал министр Михаил Абызов.


Все события