Расходы на автомобили чиновников требуют комплексного регулирования

10 Сентября 2013
Экспертная рабочая группа федерального уровня на заседании 10 сентября рассмотрела первую интернет-петицию, набравшую на сайте «Российской общественной инициативы», более 100 тысяч голосов. Это инициатива о запрете чиновникам и сотрудникам компаний с государственным (муниципальным) участием приобретать легковые автомобили стоимостью свыше 1,5 млн рублей. 5 апреля ее опубликовал блогер, кандидат в мэры Москвы Алексей Навальный. За нее подано 100 807 голосов «за» и 279 – «против».

Экспертная рабочая группа не принимает решения об одобрении или неодобрении инициативы, а принимает решение о дальнейшей работе с этой инициативой, отметил глава рабочей группы, министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Он напомнил, что госрасходы для нужд госслужащих сейчас являются предметом регулирования Федеральным законом №94, который будет действовать до конца этого года. «С 1 января вступают в силу основные положения 44 закона о Федеральной контрактной системе. В рамках этого закона есть положения о нормировании затрат, которые устанавливаются не законом, а нормативно-правовыми актами, которые выпускаются правительством, и ведомственными актами», – уточнил Михаил Абызов.


Минэкономразвития в своем заключении отметило, что поддерживает регулирование ценовых вопросов при осуществлении госзакупок для нужд чиновников. В законе о ФКС определено, что должны быть приняты акты правительства, которые устанавливают общие правила нормирования затрат – это могут быть как предельные цены, так и нормативные затраты, рассказал директор департамента развития ФКС Кирилл Степанов. «На наш взгляд, надо подходить диверсифицированно и не устанавливать планку одного уровня», – отметил он. По его словам, в случае с высокопоставленными чиновниками эта планка может быть повышена, а для чиновников меньшего ранга – понижена. Вместе с тем компании с госучастием, закупки которых регулируются законом 223-ФЗ, под действие этой инициативы попасть не могут. «Если действовать директивными средствами, то государство может выступить по этому вопросу», – прокомментировал представитель министерства.


Минпромторг с позицией Минэкономразвития согласен. «Установление единой планки… необоснованно закрепляет текущую ценовую ситуацию, сегодня – одни автомобили закупать, а завтра – другие», – сказал замминистра Глеб Никитин.


Члены экспертной рабочей группы сошлись во мнении, что проблема требует комплексного подхода. Отношение общества к данному вопросу абсолютно очевидно. Система расходования госсредств в области закупки автомобилей требует коренной перестройки. Популистские решения уже не отвечают ожиданиям общества и проходить не будут», – сказал Михаил Абызов. Он напомнил, что порядка 90% служебных автомобилей, приобретаемых для чиновников по всей России на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, стоят от 600 до 900 тысяч рублей. «Ряд экспертов категорически настаивают на том, что введение ограничения о стоимости автомобиля в 1,5 млн приведет к тому, что затраты государства поднимутся до «разрешенной» верхней планки», – отметил министр.


В частности, ректор Высшей школы экономики предложил четко разграничить ранги госслужащих, имеющих право на те или иные объемы автотранспортного обеспечения. Такой список чиновников, а также нормы расходов на их автомобили и сервисное обслуживание машин нужно сделать публичными. Для чиновников «второго» ранга может быть введена частичная монетизация автотранспортного обслуживания (с переходом на оплату расходов для личного авто). «Примерно половину мы экономим, будет примерно от 2 до 3 млн рублей [расходов на обслуживание] в год. Третий уровень – все остальные чиновники – я предлагаю полностью монетизировать», – подчеркнул Ярослав Кузьминов. Китайский подход (то есть ранжирование расходов по рангу чиновников) – ровно тот подход, который удовлетворит озабоченность населения», – согласился глава Фонда «Общественное мнение» Александр Ослон.


Запрос общества диктует комплексный подход, отметил Михаил Абызов. Так, на сайте РОИ уже большое число голосов набрали инициативы, так или иначе направленные на ограничение расходов на закупку автомобилей для госнужд, в том числе ценой в 900 тыс. рублей и 1 млн рублей. «Ограничивать 1,5 млн рублей гражданское общество даже еще не готово, оно продолжает ограничивать», – так прокомментировал эти петиции президент Фонда информационной демократии Илья Массух. Общество требует наведения порядка для того, чтобы к этому не возвращаться постоянно», – согласился Михаил Абызов.


По словам министра, рабочая группа подготовит экспертное заключение и будет рекомендовать правительству рассматривать данный вопрос комплексно, с учетом положений закона о ФКС, замечаний экспертов, профильных ведомств, общественных организаций, депутатов, а также петиций, поданных на сайте «Российская общественная инициатива».


Все события