Концепцию дополняют методические рекомендации по реализации принципов открытости, а также методика мониторинга и оценки открытости федеральных органов исполнительной власти. Методики утверждены Правительственной комиссией по координации деятельности Открытого правительства.
Концепция, методические рекомендации и методики составляют Стандарт открытости федеральных органов исполнительной власти. Он направлен на повышение эффективности и результативности мер по совершенствованию системы государственного управления, определенных указами Президента России от 7 мая 2012 года и Основными направлениями деятельности Правительства России на период до 2018 года.
Документы предполагают:
- продолжение внедрения механизмов «электронного правительства»;
- организацию широкого, многоканального доступа к общедоступным ресурсам;
- выстраивание системы обратной связи с гражданским обществом;
- внедрение системы внутренней и внешней оценки федеральных органов государственной власти, влияющей на последующие кадровые, финансовые и иные решения;
- упрощение процесса государственного нормотворчества;
- отражение общественно значимых результатов, на достижение которых направлена работа министерств и ведомств;
- доведение информации о работе федеральных органов власти до граждан в понятных форматах.
Для обеспечения простоты и понятности способов реализации принципов в Концепции предусмотрен набор основных механизмов и инструментов. Этот перечень может дополняться, в том числе по усмотрению министерств и ведомств.
К основным механизмам (инструментам) открытости относятся:
1) работа с референтными группами;
2) принятие планов деятельности на 2013–2018 годы и годовой публичной декларации целей и задач с их общественным обсуждением и экспертным сопровождением;
3) размещение информации о деятельности;
4) публичная отчетность;
5) независимая антикоррупционная экспертиза и общественный мониторинг правоприменения;
6) обеспечение понятности нормативно-правового регулирования и государственных политик;
7) работа с открытыми данными;
8) взаимодействие с общественным советом;
9) взаимодействие со СМИ;
10) работа с обращениями граждан, общественных объединений и предпринимательского сообщества.
Предполагается, что ежегодно Правительственная комиссия по координации деятельности Открытого правительства будет проводить мониторинг открытости и публиковать его результаты. В соответствии с методикой мониторинга и оценки будет определяться индекс открытости федеральных органов исполнительной власти. На его основе предполагается ежегодно составлять рейтинг открытости министерств и ведомств.