Close
Это лента российских и зарубежных новостей о современных принципах и методах государственного управления, включая использование информационных технологий и обеспечение открытости власти для повышения качества жизни людей
Инфопоток
Весь инфопоток

Эксперты правительства предложили 15 шагов для большей открытости властей

РБК
31 Мая 2018
Для реальной открытости власти следует принять аналог Закона о свободе информации и расшифровать людям, на что идут их налоги, считают в Экспертном совете при правительстве. Эти цели указаны в плане работы до 2024 года.

После смены кабинета министров и упразднения правительственной комиссии по координации деятельности «открытого правительства», работу которого курировал министр Михаил Абызов, Экспертный совет при правительстве подготовил итоговый доклад (имеется у РБК) о результатах внедрения системы «Открытое правительство» и перспективах работы до 2024 года. В нем предложено 15 шагов по повышению открытости государственного управления.

Продолжить политику открытости госорганов ранее на встрече с новым составом правительства поручал президент Владимир Путин. После упразднения соответствующей правкомиссии «работа будет продолжена в каждом министерстве и ведомстве, в каждом регионе и муниципалитете», пояснил Абызов.

Среди задач на шесть лет — повышение понятности нормативно-правового регулирования, единая коммуникационная политика для чиновников, включение в программу школьного образования курсов по основам гражданского общества и социальной ответственности, принятие национальной стратегии открытости власти, перечисляется в документе.

Один из пунктов плана — принятие в России закона о свободе доступа к информации по аналогии с законодательством Freedom of information. Такой закон принят во многих странах мира, в том числе в США в 1966 году президентом Линдоном Джонсоном. Он позволяет гражданину запросить у любого федерального ведомства любые документы, кроме отдельных сфер (национальная оборона, правоохранительные органы, финансовые и личные документы и т.д.), а государственное учреждение обязано ответить на запрос. Подобный закон, считают в «открытом правительстве», должен заменить № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Эксперты рассчитывают, что новый закон вынудит чиновников открыть всю государственную информацию по умолчанию или позволит ее выдавать по запросу граждан. Исключением, как и в случае с американским аналогом, станут данные, охраняемые законом. «Бремя доказывания невозможности предоставить информацию лежит на органе власти», — подчеркивается докладе.

Среди других пунктов, предложенных экспертами: создание концепции «ГосWEB» с созданием цифровой среды государственных интернет-ресурсов по модели «одного окна», повышение открытости в различных отраслях (от ЖКХ до экологии), ежегодный отчет органов власти, публичная декларация целей и задач губернатора и главы муниципалитета, раскрытие всех правовых и нормативных актов регионального и муниципального уровня и передача парламенту института петиций.

Расшифровка налогов

Еще одна мера, которую предлагают эксперты «открытого правительства», — расшифровка расходов бюджета в разрезе каждого гражданина. Идея заключается в раскрытии объема расходов на социальные услуги, которые ежегодно выделяются на гражданина, а также «разбивки НДФЛ на составляющие, финансирование которых осуществляется за счет налогов каждого гражданина». Предложение не прорабатывалось в деталях — не обсуждался механизм реализации и возможные исполнители, пояснил РБК член Экспертного совета Александр Брагин. «Это сложно сделать на уровне федерального бюджета, но это нужно делать на уровне регионов, там, где это ближе и понятнее людям. Такие практики, которые показывают гражданам, что конкретно профинансировано из их налогов, существуют и способствуют росту гражданской ответственности налогоплательщиков», — рассказал Брагин.

Сейчас в бюджете нет разбивки по видам поступивших налогов и указаний, кто именно их уплатил. Налоговые поступления в бюджет не «окрашены», признает эксперт, и проследить, на что пошли деньги конкретного гражданина, будет невозможно, но это может быть общеэкономическое разделение. Расходы бюджетов будут делиться на количество налогоплательщиков, а «расшифровка» может выглядеть как пропорциональные показатели затрат, объясняет Брагин. Такую работу могут проводить региональные органы власти, которые занимаются социально-экономическими вопросами в субъекте, полагает эксперт.

Предложения «открытого правительства» также включают меры по «цифровому госуправлению» — внедрение электронных ID граждан и юридических лиц, разработка единых стандартов по оказанию услуг государства и публикация «открытых данных» по умолчанию. Меры по электронным ID частично перекликаются с инициативами Центра стратегических разработок Алексея Кудрина — его эксперты в рамках программы «Г​осударство как платформа» предлагали создать россиянам по «цифровому двойнику». Согласно этой концепции, при рождении ребенка данные о нем попадут в «океан данных», где и возникнет такой двойник, а впоследствии он будет обрастать все новыми данными, на основе которых сервисы будут предлагать людям те или иные услуги.

Уход Абызова

Михаил Абызов работал в кабинете министров с мая 2012 года, где он курировал работу «открытого правительства». До перехода на госслужбу он работал на руководящих должностях в «Новосибирскэнерго», входил в правление РАО «ЕЭС», был гендиректором «Кузбассразрезугля» и председателем совета директоров Ru-Com.

Система «Открытое правительство» представляет систему механизмов и принципов, которые обеспечивают открытость деятельности и подотчетность органов власти, а также способствуют вовлечению общества в процесс принятия решений, говорится на официальном сайте ОП. Эта система предполагает «прозрачность государственных расходов, закупок и инвестиций» и «эффективный общественный контроль». Проект «открытого правительства» в конце 2011 года инициировал в то время президент Дмитрий Медведев. В январе 2014 года он утвердил концепцию открытости федеральных органов исполнительной власти, в которой описываются десять принципов открытости органов власти: от информационной открытости, понятности и подотчетности органов власти до вовлеченности гражданского общества в процесс принятия госрешений и эффективного общественного контроля.

Абызов не вошел в состав нового правительства, сформированного в мае 2018 года, а сам пост министра по вопросам «открытого правительства» был упразднен. Функционал структуры перешел напрямую органам исполнительной власти. Результатом своей работы в Белом доме Абызов назвал создание «фундамента открытости» госорганов, подготовку Экспертным советом при правительстве более 1,2 тыс. заключений по вопросам социально-экономического развития страны, запуск портала regulation.gov.ru, а также «перезагрузку» общественных советов при органах власти.

«На сегодняшний день качественных механизмов открытости на федеральном и региональном уровнях у нас на порядок больше, чем во многих странах. Но повышение открытости власти — это та история, где предложение рождает спрос. На следующем этапе нам нужно поработать именно над спросом, потому что у нас в стране в отличие от многих зарубежных стран квалифицированного, активного, широкого гражданского общества и проактивно настроенных общественных организаций пока не создано», — сетует Брагин.

Авторы: Владимир Дергачев, Анна Могилевская, Петр Канаев

Все публикации