Госкомпании упрекнули в сопротивлении

Коммерсантъ
28 Сентября 2016
Они не спешат следовать рекомендациям ЦБ о прозрачности и подконтрольности.

Госкомпании не спешат внедрять в управление рекомендации по открытости и прозрачности, показывает анализ экспертного совета при правительстве. Его аналитики изучали, как компании внедряют рекомендации Кодекса корпоративного управления, разработанного Банком России больше двух лет назад. Сами компании, говорится в материалах экспертного совета, уклоняются от реформ, ссылаясь на невозможность "принятия решений" при их реализации.

Правительству следует указать госкомпаниям, что необходимо внедрять рекомендации Кодекса корпоративного управления (ККУ), говорится в докладе правительственного экспертного совета, с которым ознакомился "Ъ". Напомним, ККУ был разработан ЦБ и рекомендован к применению публичным компаниям весной 2014 года для повышения прозрачности и эффективности корпоративного управления в РФ, в нем содержатся рекомендации о роли совета директоров в компании, по раскрытию информации и др. Эксперты сделали выводы исходя из фактического внедрения компаниями рекомендаций ККУ по итогам двух сезонов годовых собраний акционеров. Рекомендации отчета и в рабочем, и в официальном порядке направлялись в компании, в Росимущество, ЦБ, правительство и Администрацию президента.

По данным экспертного совета, меньше половины -- шесть из 13 крупнейших компаний (к ним отнесли "Ростелеком", "Роснефть", "Транснефть", "Алроса", "РусГидро", "Аэрофлот", "Россети", ВТБ, ФСК, РЖД, "Совкомфлот", "Газпром" и "Башнефть") достаточно эффективно использовали годовые собрания для внедрения рекомендаций. В тройке компаний, которые посчитали неэффективно выполняющими требования кодекса, оказались "Газпром", "Россети" и ФСК, лучше всего с задачей справились "Башнефть", "Ростелеком" и Транснефть.

Как отмечается в докладе, почти все компании обсуждают кодекс, но полноценно внедряют рекомендации далеко не все -- прежде всего воспринимая его как помеху для "принятия решений". Этим аргументом, например, воспользовались Ростелеком, ФСК ЕЭС и "Роснефть". Правительству "нужна демонстрация подтверждения приоритетности этой задачи", говорится в рекомендациях экспертного совета о дальнейшем внедрении кодекса. Выяснилось, что компании "достаточно хорошо" используют рекомендации о раскрытии сведений, предоставлении контрольных полномочий советам директоров и внедрению "горячих линий" и антикоррупционной политики. Наименьший же прогресс, по оценкам экспертов, отмечается в "понятности и прозрачности процедур подбора директоров" и в фактических полномочиях советов директоров, которые не допускают к принятию решений простым большинством, назначению директоров в "дочках" госкомпаний и получению полного доступа к документам дочерних обществ.

Член экспертного совета при правительстве Денис Спирин подчеркивает, что основных бенефициаров внедрения кодекса два -- государство как контролирующий акционер, который сможет опираться при управлении на эффективные советы директоров, и инвесторы, заинтересованные в прозрачности компаний. При этом часть компаний не внедрила ряд приоритетных рекомендаций -- зачастую причина этого в том, что действующие процедуры более удобны и привычны для менеджмента, иногда причина и в действиях контролирующего акционера, говорит эксперт.

Партнер "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Дмитрий Степанов отмечает, что государство контролирует госкомпании с помощью чиновников в советах директоров, но те могут не знать, что именно происходит в "дочках" и "внучках" госкомпаний и не ориентироваться в бизнесе в целом. По его словам, в Белом доме решили внедрять правильные рыночные механизмы, опробованные за рубежом в течение последних тридцати лет, с помощью ККУ, в котором каждая мера понемногу улучшает ситуацию, но не является решающей сама по себе. "Постепенное внедрение ККУ может означать отход от директивного регулирования -- такой подход можно приветствовать",-- считает юрист.

Автор: Софья Окунь
346

Все публикации