Совершенствование работы ведомственных общественных советов будет продолжено

26 Мая 2016

Новая процедура формирования общественных советов при министерствах и ведомствах, запущенная в 2015 году, продемонстрировала свою эффективность. Работа этих консультативных органов будет совершенствоваться и дальше: уже в июле планируется утвердить критерии оценки их эффективности, а заключения по резонансным нормативно-правовым актам предлагается обсуждать в формате «нулевых чтений». 31 мая стартует конкурсный отбор в общественные советы ещё при четырёх федеральных госорганах: Минздраве, Росприроднадзоре, Роспатенте и Росавиации. Формирование общественных советов начинается и на региональном уровне. Вопросы деятельности общественных советов при ФОИВ обсуждались 26 мая на семинаре-совещании с членами советов с участием министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова и секретаря Общественной палаты РФ Александра Бречалова.

Перезапуск общественных советов при федеральных органах исполнительной власти осуществляется с 2015 года под эгидой Экспертного совета при Правительстве и Общественной палаты РФ во исполнение майского указа Президента РФ о реформировании госуправления. Согласно этим изменениям, создание общественных советов при федеральных министерствах и ведомствах стало обязательным, а быть членом одновременно нескольких общественных советов теперь невозможно. По новым правилам общественные советы формируются на основе конкурсных процедур, на 75% — из кандидатов от Общественной палаты и на 25% — от Экспертного совета при Правительстве РФ. Кандидатуры в члены общественного совета выдвигаются общественными объединениями и негосударственными некоммерческими организациями. Свои общественные советы уже перезапустили Минприроды, Минтранс, Минкавказ, Минспорт, ФТС, Росмолодёжь и Ростуризм. В ближайшее время начнут работать обновлённые советы при Минпромторге, Минсельхозе и Рособрнадзоре.

Мы с коллегами из Открытого правительства сознательно двигались к тому, чтобы система их формирования была по принципу двух ключей, чтобы ни вас, ни нас никто не мог упрекнуть в том, что общественные советы при федеральных органах исполнительной власти формируются в закрытом формате, из "своих", из профессиональных общественников. Я считаю, что те общественные советы, которые уже сформированы по новым правилам, были сформированы именно по принципам открытости и публичности», — сказал Александр Бречалов.

Министр РФ Михаил Абызов, выступая перед представителями общественных советов, призвал их сконцентрироваться на вопросах практической деятельности и напомнил, что их важнейшая функция — это осуществление общественного контроля за деятельностью министерств и ведомств. Сейчас зачастую, когда мы видим, как какой-то негативный аспект деятельности того или иного ведомства приобретает общественный резонанс, мы оглядываемся назад и спрашиваем, где был общественный совет? Таких ситуаций быть не должно, подчеркнул министр.

Общественный совет — это структура, которую мы создаём не "для галочки", не для того, чтобы у нас появилась какая-то общественная площадка, которая работает при министерстве или ведомстве. Активно и качественно работающий общественный совет — это структура неудобная и некомфортная, и таковой она должна быть. Кроме того, общественные советы должны стать эффективным общественным лифтом для продвижения людей, которые готовы и хотят уделять своё время реализации социально значимых задач. Такой формат работы общественных советов на сегодняшний день отвечает всем целям, которые ставят перед собой Общественная палата и Открытое правительство, задачам, которые перед нами поставил Президент», — отметил Михаил Абызов.

В качестве примеров эффективных общественных советов он привёл советы при Минтруде и Минэнерго, которым удалось выстроить продуктивный диалог с профильными министерствами, что позволяет совместно находить лучшие решения. Среди примеров такого эффективного обсуждения нормативно-правовых актов — доработка совместно с Минэнерго Энергетической стратегии РФ до 2035 года и разработка вместе с Минтрудом концепции независимой оценки социально значимых услуг. А вот деятельность общественного совета при Минтрансе вызывает вопросы в связи с недавними волнениями в обществе по поводу введения системы «Платон» для 12-тонников.

Но общественный контроль должен касаться не только резонансных ситуаций, указал Михаил Абызов. Важно, чтобы деятельность общественного совета соответствовала общественной повестке, речь идёт о серьезной повседневной работе, взаимодействии с референтными группами.

При формировании советов нужно учитывать, чтобы в их состав в равной мере включались представители всех референтных групп министерства или ведомства, считает председатель общественного совета при Минтруде, член Общественной палаты Елена Тополева-Солдунова.

Сейчас по некоторым из ключевых направлений деятельности министерств и ведомств референтные группы в общественных советах зачастую не представлены. В результате такие общественные советы уже не могут быть эффективным инструментом взаимодействия органа власти с референтными группами», — отметила она.

Также планируется совершенствовать механизмы обсуждения важных нормативно-правовых актов на заседаниях общественных советов. По мнению Александра Бречалова, представителей советов нужно привлекать к обсуждениям документов в формате «нулевых чтений». За 2015 год такое обсуждение прошли 40 законопроектов. Эту идею поддержал Михаил Абызов.

Наиболее значимые акты нам надо рассматривать в формате обсуждения на "нулевых чтениях" на совместном заседании общественного совета и соответствующих комиссий Общественной палаты. Нужно классифицировать 5–7 актов от каждого ведомства в течение года, которые мы могли бы детально и предметно обсудить, и согласовать с Общественной палатой порядок проведения "нулевых чтений". Невозможно рассматривать абсолютно все акты, которые сегодня выносятся на общественный совет, надо их классифицировать и выбрать только общественно значимые, которые оказывают существенное влияние на общественные, государственные и гражданские отношения, и разбирать их по миллиметрам», — сказал Михаил Абызов.

На слушания в Общественной палате можно было бы выносить те заключения, в которых представлены альтернативные решения, предложения, не соответствующие или не поддерживающие варианты, предложенные ведомством, полагает член Экспертного совета при Правительстве Наталья Дмитриева.

Одним из приоритетных направлений деятельности общественных советов, по словам Михаила Абызова, является противодействие коррупции. Но это не означает, что общественный совет должен ловить жуликов, пояснил министр.

Он должен контролировать то, каким образом построена эта работа в министерствах и ведомствах. Работает ли комиссия по конфликту интересов или это просто структура, которая создана для того, чтобы формально выполнить указ Президента. За прошедшие 2 года я знаю только 2 случая представления заявлений в комиссию по конфликту интересов со стороны чиновников. Это означает, что либо люди не понимают, что такое конфликт интересов, либо у нас вообще конфликта интересов ни у кого нет. Значит, механизм не работает, и надо смотреть, каким образом его работу совершенствовать», — указал Михаил Абызов.

Также общественным советам необходимо сконцентрироваться на контроле за прозрачностью государственных расходов, причём не только на содержание госаппарата, но и в части реализации инвестпроектов и госзакупок.

Согласно майским указам Президента, формирование общественных советов предусмотрено при органах государственной власти, а это означает, что данная работа должна быть выполнена не только на федеральном уровне, но и на региональном, и не только в части исполнительной, но и представительной власти. Формирование и поддержание работы общественных советов при территориальных органах исполнительной власти, в субъектах РФ станет одной из ключевых задач на ближайшее время, сообщил Михаил Абызов. Там, по его мнению, функции общественного контроля, возможно, более востребованы, чем внутри Садового кольца. По словам члена Общественной палаты РФ Лидии Михеевой, на федеральном уровне диктовать порядок и процедуру формирования общественных советов в регионах не планируется, будут даны лишь некоторые рекомендации и оказана экспертная поддержка.

Общественная палата РФ и Открытое правительство сейчас разрабатывают критерии оценки эффективности деятельности общественных советов. По словам Михаила Абызова, утвердить их планируется до июля. Он уточнил, что речь идёт о приборной панели и системе измерений, которая позволит узнать, какой общественный совет работает хорошо, а какой нет и почему. Эта система оценки должна быть понятна как членам общественного совета, так и чиновникам министерств и ведомств.

Решение о начале процедуры оценки эффективности будет приниматься Общественной палатой или Экспертным советом по собственной инициативе или по результатам рассмотрения обращений граждан и самих чиновников, пояснила Лидия Михеева. Если работа совета будет признана неэффективной, он может быть распущен.

Критерии мы обсуждаем уже несколько месяцев вместе с Открытым правительством. Сначала предлагались численные показатели: количество заседаний, протоколов. Мы боимся, что этот подход будет излишне формальным. Нужно идти от обратного. Если в деятельности ведомства всё благополучно, и в этом немалая заслуга членов общественного совета, которые были бдительны, неравнодушны, активно принимали участие в деятельности министерства, давали рекомендации, вовремя подмечали ошибочные решения, то вот он — хороший общественный совет», — сказала Лидия Михеева.

На данный момент обсуждаются несколько критериев эффективности работы общественных советов. Деятельность совета предлагается считать эффективной, если она ведётся строго в соответствии с законодательством, отвечает целям и задачам органа общественного контроля, осуществляется на высоком экспертном уровне, если члены совета не допускают нарушения общепринятых морально-этических норм и не лоббируют узкопрофессиональные интересы, если деятельность совета отвечает требованиям открытости и публичности. Кроме того, деятельность совета должна быть обеспечена доверием граждан (не должно быть нареканий со стороны организаций и граждан), в течение периода деятельности совета принимаемые ведомством акты не должны вызывать существенной негативной реакции у граждан и организаций.


Все новости