Библиотека региональных практик открытости

Сортировать по алфавиту:

Сбросить все фильтры

Власть: Инструкция по применению

В настоящее время граждане не имеют доступной и выраженной понятным языком информации о полномочиях, возможностях и способах работы органов региональной и муниципальной власти. 

Для преодоления такой неосведомленности, вызывающей многочисленные конфликты и перегрузку государственных и муниципальных служащих, вынужденных разъяснять гражданам свои и чужие обязанности, предлагается использовать ресурсы системы образования, профессиональные сообщества и некоммерческие организации. 

Геоинформационный портал обращений граждан

Проект позволяет повысить эффективность государственного управления в субъекте РФ, путем вовлечения жителей к выявлению различного рода проблем с привязкой к конкретным территориям региона,  рассмотрения органами власти и общественного контроля за их решением.

Голос региона

Стимулирование участия гражданского общества в процессе формирования и принятия решений предполагает создание и использование каналов обратной связи от общества и механизмов гражданского участия в разработке, контроле и оценке решений органов государственной власти.

В настоящее время мнение жителей конкретной территории (муниципалитета, городского округа и проч.) не всегда в полной мере учитывается при решении проблем социально-экономического развития. Появление площадки в сети интернет для выражения мнения жителей по наиболее значимым проблемным вопросам (к примеру, строительство моста через реку, дороги, организация общественных пространств и прочее) позволит органам государственной и муниципальной власти получать более полную картину о ситуации и  учитывать мнение жителей при принятии решений.

Домоуправа

Услуги государственных медицинских организаций относятся к числу наиболее востребованных жителями регионов публичных услуг. С 1 января 2012 года полномочия в сфере медицинской помощи населению (кроме высокотехнологичной и специализированной помощи) относятся к ведению субъектов Российской Федерации. Одной из основных проблем в деятельности медицинских организаций сегодня является неудобство системы коммуникации граждан с учреждением, выражающееся в существенных затратах времени и сил пациентов на организационное взаимодействие, сопровождающее собственно медицинскую помощь (запись на прием к врачу, получение медицинской информации, запрос документов и пр.). 

Информатизация оказания медицинской помощи и создание единой электронной информационной системы в масштабе субъекта Российской Федерации способны снизить издержки коммуникации как граждан, так и органов публичной власти с медицинскими учреждениями, повысить качество работы системы здравоохранения в целом. 

Единая электронная медицинская информационно-аналитическая система

Услуги государственных медицинских организаций относятся к числу наиболее востребованных публичных услуг. С 1 января 2012 года полномочия в сфере медицинской помощи населению (кроме высокотехнологичной и специализированной помощи) относятся к ведению субъектов Российской Федерации. Создание единой электронной информационной системы здравоохранения в масштабе субъекта Российской Федерации способно снизить издержки коммуникации как граждан, так и органов публичной власти с медицинскими учреждениями, повысить качество работы системы здравоохранения в целом. 

Единое открытое образовательное пространство: электронная школа

Система среднего общего образования является одной из ключевых сфер ответственности региональных и местных властей. От ее эффективности серьезно зависит развитие человеческого потенциала территории. 

Применение современных технологий в образовательном процессе повышает конкурентоспособность выпускников средних школ в качестве абитуриентов вузов, а в последующем – и в качестве участников рынка труда. Электронные системы информирования и коммуникации снижают затраты времени родителей и учеников на взаимодействие с системой образования. Доступ к систематизированной информации о школах позволяет делать осознанный выбор образовательного учреждения и выстраивать образовательные/карьерные траектории для подрастающего поколения.

Инвестиционная карта

В настоящее время приток инвестиций в субъекты РФ становится напрямую зависимым от того, насколько сформированы механизмы административной, инфраструктурной, финансовой и информационной поддержки инвестиционной деятельности.

В последнее время наблюдается обострение конкуренции между российскими регионами за инвестиции. При выборе инвестором места для размещения бизнеса важную роль играет не только географическое положение региона, транспортная доступность, кадровые ресурсы. Определяющим фактором при принятии инвестором решения о вложении капитала является наличие в регионе комплексных мер поддержки инвестиций, в том числе возможность оперативно получить максимально полную и актуальную информацию об инвестиционных площадках, необходимую для принятия решений о реализации инвестиционных проектов.

Проект «Инвестиционная карта региона» предполагает создание интернет-портала, в основе которого лежит интерактивная карта инвестиционного потенциала субъекта РФ, которая имеет удобный пользовательский интерфейс с возможностью настройки параметров отображения данных (настройка слоев). Инвестиционная карта должна стать одним из первичных инструментов оценки инвестиционного потенциала региона потенциальными инвесторами.

Интернет-портал «Афиша волонтерских событий»

В России существует огромное количество учреждений социальной сферы, которым необходима помощь добровольцев. К таким учреждениям можно отнести детские дома и школы-интернаты, больницы и поликлиники, дома ветеранов и пансионаты, муниципальные, театры, библиотеки, учреждения культуры и т.п. Кроме того, большое количество социально-ориентированных некоммерческих организаций, так же испытывают дефицит в волонтерах.

Ключевыми проблемами социального волонтерства в целом можно считать отсутствие навыков привлечения волонтеров у руководителей социальных организаций, что в свою очередь порождает отторжение предлагаемых форм и методов работы у граждан. Кроме того, между активным населением, (представители которого и являются потенциальными волонтерами) и большинством социальными организаций (особенно государственной или муниципальной формой собственности) отсутствует эффективный канал коммуникации, что в свою очередь порождает негативную оценку работы таких учреждений и в целом к органам власти в регионах.

Интернет-портал «Оценка населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований субъекта РФ, предприятий и учреждений, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований субъекта РФ»

Формирование инструментов реализации Постановления Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. №1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Контракт эффективности

Для гражданина важно насколько качественно государственные и муниципальные служащие выполняют свои функции и предоставляют услуги населению. Поэтому одним из направлений открытого государственного управления является переход к планированию, оценке и финансированию деятельности госорганов на основе ряда количественных и качественных показателей. 

Управление по целям с опорой на показатели эффективности — по сути, новая управленческая парадигма. И в ее рамках руководитель может ставить задачи своим подчиненным, предельно четко определяя цели и параметры их достижения.

Мобильный гид

Проект включает в себя размещение на объектах культурного, духовного, исторического наследия табличек с QR-кодами, позволяющими жителям и гостям Калужской области оперативно получать подробную информацию об этих объектах. Информацию об объекте можно получить, позвонив по указанному на табличке номеру или считав QR-код мобильным устройством.

Народная экспертиза

Стимулирование участия гражданского общества в процессе формирования и принятия решений предполагает создание и использование каналов обратной связи от общества и механизмов гражданского участия в разработке, контроле и оценке решений органов государственной власти.

В настоящее время мнение жителей конкретной территории (муниципалитета, городского округа и проч.) не всегда в полной мере учитывается при решении проблем социально-экономического развития. Появление площадки в сети интернет для выражения мнения жителей по наиболее значимым проблемным вопросам (к примеру, строительство моста через реку, дороги, организация общественных пространств и прочее) и сбора идей  по улучшению качества жизни в родном городе или селе и развитию всего региона в целом позволит органам государственной и муниципальной власти получать более полную картину о ситуации и учитывать мнение жителей при решении актуальных проблем региона и его муниципальных образований

Народный бюджет

Вовлечение местного сообщества в процессы принятия решений о бюджетных расходах, формировании приоритетов по распределению бюджетных средств  позволит увеличить эффективность их использования, а также будет служить стимулом для повышения ответственности и лояльности граждан, реализации частных гражданских инициатив.

Открытый бюджет

Государственные, региональные бюджеты формируются за счет выплат граждан, а также за счет доходов, которые приносят государственные и региональные активы. Таким образом, получение полной информации о процессах вормирования и исполнения бюджета является фундаментальным правом всех граждан. 

Владение всей информацией вкупе с возможностью осуществления контроля повышает доверие к деятельности власти со стороны населения.

Открытый кадровый отбор

Одними из важнейших вопросов кадрового обеспечения государственной гражданской службы Российской Федерации являются обеспечение прозрачности процессов отбора высококвалифицированных специалистов и управленцев на вакантные должности государственной гражданской службы и реализация механизма социального лифта для молодых специалистов и будущих управленцев.

Внедрение проекта «Открытый кадровый отбор» позволит эффективно выявлять, отбирать и привлекать к работе в органах государственной власти субъекта РФ квалифицированных специалистов и инициативных управленцев, имеющих высокий потенциал к развитию, занимающих активную жизненную и гражданскую позицию.

Регион без дураков

Проект позволяет повысить эффективность государственного управления в субъекте РФ, путем вовлечения жителей к выявлению различного рода проблем на территории региона, запутанных регламентов, необъяснимых запретов, несуразиц, их публикации на портале, публичного обсуждения и рассмотрения органами власти.

Региональная платформа «Открытые данные»

Направление проекта: Открытые данные

В настоящее время открытые данные – open data – стали мировым стандартом раскрытия информации о деятельности власти.

Открытые данные позволяют:

  • снизить расходы на создание полезных сервисов для жителей;
  • повысить эффективность взаимодействия отраслевых и функциональных органов исполнительной власти;
  • получать точную, объективную картину ситуации в региональном хозяйстве;
  •  организовать эффективный общественный контроль деятельности властей.

Создание благоприятной среды для разработки публичных сервисов на основе открытых данных независимыми разработчиками

Направление проекта: Открытые данные

Большая часть публичных сервисов, относящихся к вопросам взаимодействия граждан, бизнеса и органов власти, может быть создана независимыми разработчиками без прямого госзаказа. Раскрытие данных в формате open data и создание API бюджетных услуг позволяют IT-бизнесу разрабатывать полезные, эффективные, конкурентоспособные сервисы и монетизировать их.

Зарубежных опыт показывает, что развертывание системы открытых данных и стимулирование ее использования независимыми разработчиками IT-приложений имеет прямой экономический эффект:

  • Стартапы независимых разработчиков, созданные на основе открытых данных, активизируют экономику, обеспечивают новые рабочие места, привлекают инвестиции и венчурное финансирование
  • Регион не тратит деньги на создание новых веб-сервисов, тогда как жители получают целый набор высококонкурентоспособных интернет-услуг.
  • Повышается уровень прозрачности действий власти, что обеспечивает оптимизацию расходов.

Стандарт открытости органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Стандарт открытости органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации разрабатывается с учетом Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.01.2014 г. № 93-Р, методических рекомендаций по реализации принципов открытости в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных протоколом заочного голосования Правительственной комиссии покоординации деятельности Открытого правительства от 26 декабря 2013 г. № АМ-П36-89пр, типовой Концепции открытости органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Стандарт открытости органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации закрепляет принципы открытости и устанавливает единые требования к применению основных механизмов (инструментов) открытости в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации. 

Стандарт открытости органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации включает в себя:

1. Концепцию открытости органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

2. Методические рекомендации по внедрению и развитию инструментов открытого государственного управления в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

3. Систему показателей для проведения самооценки органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по основным направлениям открытого государственного управления;

4. Методику проведения самооценки органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по основным направлениям открытого государственного управления.

С учетом вышеуказанных документов субъект Российской Федерации, учитывая принятые федеральные и региональные нормативные правовые акты, формирует и утверждает план («дорожную карту») внедрения и развития инструментов открытого государственного управления в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В плане определяются основные направления деятельности в области повышения уровня открытости органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, мероприятия, направленные на совершенствование механизмов (инструментов) открытости, ключевые показатели эффективности их реализации, а также ответственные исполнители.

Электронный паспорт компетенций государственных и муниципальных служащих

Одной из ключевых проблем функционирования системы государственной власти является информационная закрытость органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по отношению к гражданскому обществу. 

Внедрение проекта «Электронные паспорта компетенций государственных и муниципальных служащих» позволит обеспечить функционирование механизмов адекватной и независимой оценки государственных служащих и активной конкурентной среды.