Госорганы должны отчитываться перед обществом

Михаил АБЫЗОВ

Министр Российской Федерации

Все блоги автора
20 Февраля 2015

2014 год завершился, время подводить итоги работы органов власти. В ближайшее время министерства и ведомства будут отчитываться о результатах своей работы и планах на текущий год. Впервые итоговые коллегии пройдут в новом, открытом формате.

Помимо масштабных тяжеловесных отчетов, направляемых в Правительство, работу министерств и ведомств будет оценивать общество. Мало ведомству оценить само себя и опубликовать красивый стостраничный фолиант. Важно получить внешнюю независимую оценку достигнутых результатов или их отсутствия. Для этого Правительственная комиссия по координации деятельности Открытого правительства одобрила новый формат проведения самых значимых отчетных мероприятий для органов власти — итоговых коллегий.

По поручению премьер-министра Экспертный совет при Правительстве проанализировал практику проведения таких коллегий. Эксперты спросили и общественные советы, и Общественную палату и выяснили — формата, задающего минимальные рамки вовлечения общества в оценку результатов работы ведомства, нет. А вовлеченность — один из принципов Стандарта открытости, который внедряют в свою работу все подотчетные Правительству ведомства. Выходит, что, к примеру, общественный совет есть, а его оценки социально-экономических результатов министерства нет.

Чтобы изменить эту практику, саму логику «о себе либо хорошо, либо никак» разработаны методические указания по проведению итоговых коллегий. Это не жесткий свод правил. Это путеводитель по открытости коллегий.

Во-первых, это участие и представление оценки работы ведомства общественным советом, Общественной палатой, Экспертным советом при Правительстве и Счетной палатой. Такое представительство не позволит «замылить» острые вопросы. Если мы действительно развиваем институт общественного контроля, то обойтись без выступления на коллегии главы общественного совета — главного рупора и защитника интересов основных референтных групп — нельзя. Так же как и нельзя ссылаясь на «рабочие» вопросы уходить в так называемый закрытый режим. Поэтому члены Правкомиссии предложили руководителям ведомств в закрытую часть выносить только информацию с ограниченным доступом, относящуюся к гостайне. А для более детальной оценки отправлять итоговые доклады в профильные комитеты Госдумы и Совета Федерации, представителям Российской академии наук — ведь именно она сейчас экспертно оценивает госпрограммы, целевые программы и даже программы региональные.

Во-вторых, сами коллегии должны проводиться в начале года, а не в летний сезон, когда уже бессмысленно планировать текущий год с учетом прозвучавшей критики, а впору составлять следующий фолиант.

В-третьих, итоговые отчеты нельзя придерживать до последнего, их следует публиковать заранее, чтобы и общественный совет обсудил, и регионы сделали выводы, и граждане оставили отзывы, а проблемные вопросы — выносить на обсуждение коллегии.

В-четвертых, зачастую годовой отчет ведомства представляет собой сложный документ с большим объемом цифр и замысловатых формулировок. Порой даже экспертам сложно разобраться в языке канцеляризмов, что уж говорить о простых гражданах, чья жизнь, здоровье, образование, безопасность зависят от работы того или иного ведомства. Поэтому эксперты рекомендуют в дополнение к сложным отчетам приводить простые и понятные презентации, графики, короткие записки, а руководителям министерства также делать публичную декларацию целей и задач — то есть выбирать значимые для общества приоритеты из множества подконтрольных ведомству тем. Свежий пример — антикризисный план Минкомсвязи. Пять слайдов — просто, понятно, доходчиво.

Еще один принцип Стандарта открытости — информационная открытость. Поэтому в методических указаниях рекомендуется вести онлайн-трансляцию коллегии, публиковать на сайте ведомства стенограмму, отчеты (в том числе общественного совета), сопроводительные материалы, визуализированные и сжатые пояснения. А по итогам проводить брифинг или пресс-подход для разъяснения оставшихся у журналистов вопросов.

Конечно, не стоит ждать, что завтра все откроются и заживут по-новому. Какие-то ведомства уже обкатали подобные форматы, другим это только предстоит. Главная задача — изменить вектор органов власти с закрытости, а чиновникам освоить психологию открытости.


Все блоги