Онлайн-база практик инициативного бюджетирования регионов повысит эффективность госрасходов

11 Сентября 2017

Эффективно внедрять практики инициативного бюджетирования в регионах позволит создание специальной онлайн-платформы, которая даст возможность просматривать и использовать лучшие примеры. К разработке данного портала необходимо подключить передовые регионы, успешно реализующие проект «Бюджет для граждан» практически в каждом муниципалитете. А для обеспечения своевременной обратной связи с гражданами необходимо проводить социологические исследования, где было бы представлено мнение граждан о приоритетных направлениях расходования бюджетных средств. Помимо этого, бюджетную грамотность необходимо прививать как можно раньше и внедрять в школьную программу. К таким выводам пришли участники сессии «Открытый бюджет и инициативное бюджетирование как инструменты повышения эффективности бюджетных расходов» в рамках Московского финансового форума, который состоялся 8 сентября.

«Бюджет для граждан» — совместный проект Министерства финансов РФ и Открытого правительства, направленный на предоставление гражданам в понятной и доступной форме информации о приоритетах бюджетной политики, параметрах бюджетной системы РФ и результатах использования бюджетных средств. Цель проекта — повысить финансовую грамотность населения и сделать бюджетную систему страны более открытой.

Первый «Бюджет для граждан» федерального уровня был опубликован в 2013 году в рамках правительственной программы повышения эффективности управления общественными финансами, которая рассчитана на период до 2018 года. Проект «Бюджета для граждан» направляется вместе с проектом бюджета в Госдуму и Совет Федерации. Одним из основных направлений развития проекта является его популяризация на региональном и муниципальном уровнях, в том числе с помощью современных информационных технологий.

Я хотел бы обратиться к присутствующему здесь Азарову Дмитрию Игоревичу с предложением подумать над моделью, когда Всероссийский совет по местному самоуправлению совместно с Открытым правительством и с несколькими регионами смогли бы создать такую постоянно действующую онлайн-платформу обмена лучшими практиками. Многие готовы реализовывать и предлагать такую повестку простым гражданам, но они не знают элементарного: с чего начать, какой должен быть первый шаг, второй и третий. Создав ресурсный онлайн-центр, мы сможем перенимать и опыт Москвы как суперпродвинутого региона, и опыт тех регионов, в которых люди решают эти проблемы без всяких информационных технологий. Но для того чтобы это провести, нужно применять технологии, и мы должны эту работу начинать. Я думаю, в ближайшие полгода эту работу нужно сделать. Это будет хорошим подспорьем в реализации нашего проекта», — сказал министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Проект заключается в анализе лучших практик инициативного бюджетирования регионов и представлении их в формате, пригодном для масштабирования в регионах.

Инициативное бюджетирование предполагает участие граждан в определении приоритетов расходования бюджетных средств и последующем общественном контроле. По данным опроса Минфина, в 2016 году объём региональных субсидий на реализацию программ инициативного бюджетирования составил 5,1 млрд рублей, а общая стоимость проектов — 7 млрд рублей. Количество реализованных проектов выросло за год с 2,6 тыс. до 8,7 тыс., то есть в 3,3 раза. В реализацию практик инициативного бюджетирования вовлечено 47 субъектов РФ. Сейчас Минфин разрабатывает программу развития инициативного бюджетирования в РФ на среднесрочную перспективу, документ должен быть готов до 1 декабря.

Заместитель министра финансов Алексей Лавров заметил, что предложение министра РФ создать ресурсный онлайн-центр является идеальным примером проектного подхода, так как он не требует денег, сам будет развиваться и генерировать результаты. А также предложил внедрить уроки бюджетной грамотности в школьную программу.

Бюджетную грамотность надо начинать со школы, есть целые блоки курсов, они апробированы в 3 пилотных регионах, а также в Москве. Надеемся, через несколько лет это станет частью школьной программы. Бюджетирование — это искусство равномерного распределения разочарований. Естественно, денег на всех не хватит. Граждане должны начать понимать, что бюджет не резиновый. Первый эффект — граждане более квалифицированно начинают относиться к бюджету в целом. Открытость бюджета и вовлечённость граждан — главные составляющие, без которых бюджет не будет становиться эффективным», — сказал Лавров.

В свою очередь Рустэм Марданов — премьер-министр правительства Республики Башкортостан, которая эффективно внедрила у себя «Бюджет для граждан», подчеркнул, что проект получил распространение, когда его передали в ведение Минфина. Был сделан акцент на повышении эффективности использования бюджетных средств, качестве оказания государственных услуг. В конечном счёте это привело к повышению доверия.

Сначала мы осторожно входили, был пилотный "Бюджет для граждан" для относительно неразвитых, депрессивных территорий. Пытались понять, вызовет ли это интерес у граждан там, где больше всего накопилось проблем в разных сферах. Опыт показал, что это действительно вызывает очень хорошие отклики и активность граждан. У нас сейчас в проекте участвуют все муниципальные образования и готовят проекты для конкурса. На конкурс 2017 года у нас заявилось 850 проектов», — сказал Марданов.

В данном вопросе главное не столько эффективное распределение бюджетных ресурсов, сколько вовлечение граждан в местные самоуправления, уверен председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров.

Для меня это является принципиально важной задачей в рамках нашей дискуссии. Я считаю, что главной проблемой местного самоуправления, о чем уже говорил сегодня Михаил Абызов, является низкое вовлечение граждан в решение вопроса на местном уровне. Это главный и зачастую не реализуемый потенциал. В том числе и по вопросам инициативного бюджетирования нам ещё предстоит огромная работа, чтобы максимально вовлечь муниципалитеты», — пояснил Азаров.

Он также уточнил, что за последние 2 года произошёл трёхкратный рост количества реализованных проектов в сфере инициативного бюджетирования.

Это значит, мы движемся в правильном направлении, и те, усилия, которые в том числе Открытое правительство, Михаил Анатольевич предпринимают вместе с Минфином, сегодня востребованы», — добавил он.

В заключение, обсуждая вовлечение граждан, министр предложил проводить соцопросы о том, какими граждане видят приоритеты госрасходов.

При всей сложности решения государственных вопросов бюджета, было бы правильно, если бы Минфин регулярно проводил социологические исследования того, каким граждане видят приоритет госрасходов. Это было бы хорошим ориентиром для политиков, принимающих соответствующие решения, и было бы мягким форматом учёта мнений граждан на высоком уровне», — заключил Абызов.

Пристальное внимание к проблеме открытости бюджетных данных в России, в том числе, обеспечивает достаточно высокие позиции страны в рейтинге Индекса открытости бюджета (Open Budget Index), который составляется Международным бюджетным партнёрством. Несмотря на изменения методологии оценки открытости бюджетов и ужесточение ряда требований к информации о национальных бюджетах, в рейтинге 2015 года Российская Федерация получила тот же балл (74), что и в рейтинге 2012 года, сохранив своё место в группе стран, «предоставляющих существенный объём информации о бюджетном процессе для общественности». Кроме того, в рейтинге-2015 отмечено, что Россия впервые за период с 2006 года соответствовала всем требованиям по наличию ключевых бюджетных документов.

В рамках совместной работы Минфина, Финансового университета и Экспертного совета при правительстве РФ ежегодно с 2013 года проводится открытый публичный конкурс проектов по представлению бюджета для граждан. Очередной конкурс стартовал в марте 2017 года. Второй этап конкурса завершился 1 августа. Свои призы победители конкурса в номинациях «Бюджет для граждан» и «Развитие инициативного бюджетирования» получили на Московском финансовом форуме. Лучшим проектом конкурса среди физических лиц был признан «Популярный словарь бюджетных терминов» творческого коллектива Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Среди юридических лиц лучшим проектом был признан проект департамента финансов Брянской области «Бюджет для граждан на 2017–2019 годы на основаниизакона Брянской области "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"». Лучшим в номинации «Развитие инициативного бюджетирования» стало министерство финансов Республики Башкортостан. В номинации «Молодые профессионалы» победил Шаблаев Рафаэль — начальник отдела оформления налогов и доходов департамента финансов города Москвы.


Все события