Система «Российская общественная инициатива» нуждается в совершенствовании

17 Марта 2017

Механизмы запущенной в 2013 году по указу Президента системы «Российская общественная инициатива» (РОИ) нуждаются в совершенствовании, в особенности на региональном и муниципальном уровне. В частности, речь идёт о возможном упрощении регистрации участников обсуждений. А органы власти нужно обязать учитывать петиции и предложения граждан в их работе либо открыто аргументировать, почему они не могут быть учтены. К таким выводам пришли участники заседания Совета по взаимодействию с институтами гражданского общества при председателе Совета Федерации. При модернизации этой системы нужно учитывать практики регионов по созданию сервисов для обратной связи с гражданами, считает министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Чтобы защитить права граждан при проведении общественных обсуждений, Открытое правительство и Общественная палата намерены инициировать ряд изменений в законодательство.

Выдвинуть собственную инициативу или поддержать любую другую на портале РОИ может каждый гражданин России старше 18 лет, зарегистрированный на портале госуслуг. Чтобы инициатива федерального уровня была рассмотрена, она должна набрать 100 тысяч голосов «за» в течение года. Инициативы федерального уровня, получившие достаточную поддержку граждан, поступают на рассмотрение экспертной рабочей группы федерального уровня, которую возглавляет министр РФ Михаил Абызов. Порог рассмотрения инициатив регионального уровня составляет для регионов с населением свыше 2 млн также 100 тысяч, для остальных — 5% от населения региона. Для муниципалитетов — 5% от их населения.

С момента запуска портала необходимое количество голосов набрали 13 петиций федерального уровня, все они были рассмотрены экспертной рабочей группой, а заключения по итогам общественного обсуждения были направлены в органы власти для учёта в их текущей работе. Что касается инициатив регионального и муниципального уровня, то ни одна из них не была рассмотрена экспертными рабочими группами соответствующего уровня.

Возможно, стоит подумать об усовершенствовании системы классификации общественных инициатив, разобраться, насколько заключения экспертной рабочей группы являются обязательными и окончательными, как механизм общественной инициативы вписан или не вписан в законотворческий процесс. Стоит подумать и о формировании единой электронной системы обратной связи органов власти с институтами гражданского общества и повышать уверенность граждан в эффективности системы электронного голосования», — сказал Николай Фёдоров.

На федеральном уровне система в целом работает, однако у граждан пока нет возможности проследить, как учитываются их предложения в работе органов власти, согласен Михаил Абызов.

По основным предложениям, которые федеральная группа выработала и направила в органы исполнительной власти, мы проводим мониторинг качества их исполнения. Тем не менее, есть некоторые проблемы. Не все предложения своевременно учитываются и на их основании вырабатываются государственные решения. Я согласен, что надо думать о механизме, возможно, обязательного учёта тех предложений, которые разрабатываются», — сказал министр.

Для реализации механизма на региональном уровне, по его словам, также созданы все информационные возможности, но до сих пор на уровне субъектов РФ и муниципалитетов по-настоящему РОИ и институты петиций не заработали. Причина, по мнению министра, в том, что система на этом уровне предусматривает обязательную идентификацию граждан через систему электронной цифровой подписи (ЭЦП), а это затруднительно и затратно для простого гражданина. Эту систему нужно модернизировать и сделать более приближенной к потребительским запросам простого человека, приняв во внимание и опыт субъектов РФ по созданию сервисов для получения обратной связи от граждан, считает Михаил Абызов. В качестве примера он привёл московский сервис «Активный гражданин» и подмосковный «Добродел», в рамках которых мнение граждан учитывается по другой, более простой модели.

Эти системы более комфортны для простых людей. Москвой и Московской областью создана хорошая государственная инфраструктура, которая надлежащим образом поддерживает качественную реализацию инициатив, предложений и замечаний, которые собираются. Само по себе народное голосование и сбор предложений не будут работать, если люди не будут видеть, каким образом власть учитывает и по какой причине отклоняет поддержанные инициативы. С учётом этих практик надо посмотреть, какие изменения можно внести в систему РОИ, возможно, для региональных и муниципальных модулей изменить параметры регистрации основных участников. Необходимо более активно в эту работу включаться руководителям субъектов РФ, чтобы наиболее значимые вопросы не стесняясь выносить на народное обсуждение и получать ту самую обратную связь, для которой и создавалась система Открытого правительства», — считает министр.

Региональных чиновников необходимо обучать использованию подобных сервисов, подчеркнул Михаил Абызов. Он напомнил, что ранее было принято решение о создании на базе университета государственного управления Правительства Москвы курсов для обучения представителей регионов по работе с подобными системами. При этом регионам может быть предложено готовое «облачное» решение, что позволит им избежать дополнительных затрат на внедрение и эксплуатацию электронных сервисов.

Основные затраты здесь будут связаны с организацией государственной службы и созданием другой культуры государственного управления. Мы ориентированы сегодня иногда на то, чтобы ответить автоматически, "для галочки", а здесь нужно будет реагировать и чётко указывать, как реализовано предложение. На сегодняшний день это качественно умеют делать единицы регионов: Москва, Московская область, Татарстан и некоторые другие субъекты РФ», — сказал Михаил Абызов.

Но для эффективной работы с гражданами нужно двигаться по всем направлениям: не только использовать новые технологии, но и «выходить» к гражданам лично, подчеркнул министр. Только так, по его мнению, можно существенным образом изменить качество принимаемых решений.

Для того чтобы обеспечить защиту прав граждан при проведении различных общественных обсуждений и учёт их мнений властями, планируется внести изменения в законодательство.

Мы с Общественной палатой предполагаем для построения более эффективной системы обратиться с инициативой по внесению дополнений и уточнений в законы об общественном контроле и об Общественной палате, чтобы предусмотреть обязательность некоторых норм и процедур, которые в большей степени защищали бы интересы граждан при проведении общественных обсуждений», — сообщил Михаил Абызов.

Секретарь Общественной палаты Александр Бречалов, в свою очередь, также отметил важность работы на региональном уровне, в особенности с обращениями граждан. Он напомнил, что в федеральном законодательстве есть нормы, которые регулируют работу чиновников по обращениям граждан. Между тем, как показывает практика прямых линий с Президентом РФ, на уровень главы государства жалобы выносятся, когда люди обратились ко всем чиновникам регионального уровня, но не дождались решения проблемы.

В Общественную палату поступает более 25 тыс. обращений каждый год. Почти 70–80% — это предложения и проблемы, которые точно можно решить на региональном уровне. Мы с коллегами поставили в ключевые показатели нашей эффективности одним из первых пунктов качество работы с обращениями граждан. Считаю, что нам вместе нужно усилить работу в этом направлении», — сказал секретарь Общественной палаты.

Основные приоритеты системы «Открытое правительство» были определены в майских указах Президента. За последние годы, по словам Михаила Абызова, совместно с Государственной Думой, Советом Федерации и регионами удалось создать фундамент инфраструктуры, которая позволяет учитывать мнение граждан по широкому кругу государственных решений и обсуждаемых проблем.


Все события