Проект целевой модели рынка дорожных работ обсудили на площадке Экспертного совета

8 Февраля 2017

Экспертный совет при Правительстве РФ рассмотрел разработанный Министерством транспорта РФ проект целевой модели рынка услуг по строительству и реконструкции автодорог общего пользования. Участники автодорожного рынка считают, что разработка и реализация модели стратегически важны для отрасли. Они поддержали задачу формирования рынка «квалифицированного исполнителя» вместо существующей сейчас модели рынка «квалифицированного заказчика».

При этом участники обсуждения предлагают доработать документ, в том числе привести анализ целевой модели и существующего рынка в разрезе закрытого перечня параметров, более чётко увязать предлагаемые меры с указанными параметрами, ввести укрупнённые финансовые характеристики целевого рынка. Отдельного анализа требуют региональные рынки работ, связанных с реализацией дорожной деятельности. Эксперты отметили важность проработки вопросов кадрового обеспечения, стимулирования появления и роста новых игроков, повышения качества работ. Проект после доработки будет вынесен на рассмотрение Правительственной комиссии по транспорту.

Проект целевой модели направлен на развитие конкуренции в отрасли, повышение качества работ и оптимизацию финансовых ресурсов. Разработка документа предусмотрена «дорожной картой» по повышению эффективности расходов на развитие автодорог общего пользования, которая была подготовлена совместно с экспертами Открытого правительства и утверждена вице-премьером Аркадием Дворковичем в октябре прошлого года.

На сегодняшний день формальное выполнение процедур, предусмотренных 44-ФЗ, 243-ФЗ, в целом не даёт долгосрочных ориентиров для планирования структуры отрасли и рынка соответствующих услуг в интересах государства. Мы должны при реализации мероприятий "дорожной карты" ответить на вопрос: какая архитектура рынка нам нужна на федеральном и региональном уровне? Хотим мы продвигать нескольких "национальных чемпионов"? Каким образом мы будем раскрывать рынок крупных федеральных подрядов для региональных участников дорожного строительства?» — говорил ранее министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

В качестве целевой модели рынка дорожного строительства разработчики проекта видят модель, стимулирующую подрядные организации к повышению качества выполняемых работ и снижению их стоимости путём создания условий для конкуренции; обеспечивающую доступ на рынок подрядных организаций разных уровней на основе «лестницы компетенций» и предусматривающую активное участие инжиниринговых компаний.

По качеству автомобильных дорог Россия занимает лишь 123-е место из 140 в рейтинге глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index) за 2015–2016 год. Объём ассигнований из дорожных фондов на финансирование деятельности дорожного хозяйства снижается. На фоне увеличения фактической ёмкости рынка в стоимостном выражении (+22% за 2014–2015 гг.) происходит одновременное сжатие рынка — снижение общего количества заключённых контрактов, в связи с чем наблюдается увеличение средней цены контракта на 30% (с 22,5 млн рублей в 2014 году до 29,4 млн рублей в 2015 году). Данные факторы способствуют дальнейшей концентрации рынка дорожного хозяйства: в 2013 году на долю трёх крупнейших компаний рынка приходилось 34,08%, в 2014 году — уже 47,26%.

Главные проблемы рынка дорожного строительства, по мнению разработчиков проекта, — ограниченность доступных финансовых ресурсов, применение устаревших методик расчёта и составления смет, отсутствие каналов инноваций, недостатки планирования осуществления дорожных проектов, активный процесс концентрации рынка, низкая привлекательность дорожных проектов и постепенный уход с рынка опытных игроков.

Для перехода к новой модели предлагается установить требования к гарантии качества и минимизации стоимости дорог с учётом жизненного цикла. В качестве основных элементов модели контракта жизненного цикла для дорожных объектов авторы проекта видят заинтересованность подрядчика в минимизации эксплуатационных издержек за счёт применения более качественных и долговечных технологий строительства и финансовое обеспечение рисков проекта.

Рынок дорожных работ должен эволюционно трансформироваться в «рынок квалифицированного исполнителя», говорится в описании целевой модели. Главным институтом этой трансформации должны стать инжиниринговые компании, специализирующиеся на управлении дорожным строительством, технологиях и решении логистических задач. Появление на рынке инжиниринговых компаний принесёт сдержанные шоки для активных игроков рынка и станет катализатором выхода на рынок новых организаций из числа мелкого и среднего бизнеса, а прибыль подрядчиков при такой модели рынка перестанет сосредотачиваться в руках отдельных крупных игроков.

Целевая модель рынка предполагает формирование «лестницы» квалификационных требований, которая должна разграничить требования к подрядным организациям в зависимости от вида и масштабности заказываемых работ, а также введение рейтинга «репутации» подрядчика, учитывающего мнение не только заказчика, но и граждан.

Повысить эффективность дорожного строительства предлагается за счёт повышения качества технического регулирования, внедрения инновационных технологий, повышения качества планирования работ, связанных с дорожной деятельностью, и выделения ресурсов на реализацию проектов исходя из принципа состязательности.


Назад к списку