Эксперты не поддерживают внесённый в Госдуму законопроект о регулировании онлайн-кинотеатров

13 Декабря 2016

Экспертный совет при Правительстве РФ не поддерживает внесённый в Госдуму законопроект о регулировании аудио- и видеосервисов в интернете и считает его принятие нецелесообразным. У членов рабочей группы «Связь и информационные технологии» к документу есть целый ряд замечаний концептуального, экономического и юридико-технического характера. Помимо прочего, его положения противоречат поручениям Президента по созданию «Цифровой экономики». Ранее эксперты уже выступали с отрицательным заключением на законопроект, однако их мнение не было учтено разработчиками.

С предложением ввести регулирование аудиовизуальных сервисов, в частности онлайн-кинотеатров, в марте этого года выступили Медиакоммуникационный союз, объединяющий крупнейших операторов, и медиахолдинги. Авторы инициативы предложили ввести уведомительный порядок работы таких сервисов и создать соответствующий реестр, а также предусмотреть квоты на размещение отечественного контента.

В рамках обсуждения позиции по законопроекту представили крупнейшие отраслевые ассоциации (НП «РАЭК», Ассоциация «Открытая сеть», Ассоциация интернета вещей, Ассоциация «Интернет-видео»), компании МТС и «Яндекс», а также представители научного сообщества, технические эксперты, независимые юристы.

По мнению участников обсуждения, законопроект не соответствует курсу на развитие интернета и информационных технологий, обозначенному в Послании Президента Федеральному Собранию, и, в частности, поручению по созданию правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в Российской Федерации и её интеграции в пространство цифровой экономики государств — членов Евразийского экономического союза.

Реализация законопроекта приведёт к ущемлению государственных интересов в виде недополученных налогов, сокращения высококвалифицированных рабочих мест, потери перспектив экспорта российского контента на зарубежные рынки», — считают эксперты.

По прогнозу Digital TV Research, объём мирового рынка видеосервисов к 2019 году составит $38,5 млрд. Российский рынок онлайн-видео, по оценке J`son & Partners Consulting, составил в 2015 году 8,46 млрд рублей и показывает ежегодный рост в 14%.

Законопроект вводит избыточное административное регулирование, а также контроль и надзор, без которого отрасль существовала и развивалась с момента своего возникновения в 2010 году, отмечают участники обсуждения. При этом он не решает такие актуальные для отрасли проблемы, как отсутствие регулирования вещания телеканалов в сети Интернет и работа «блокировщиков» рекламы. Кроме того, по мнению экспертов, в законопроекте содержится коррупционная и монопольная составляющая, а его принятие может повлечь за собой целый ряд негативных последствий и плохо отразится на инвестиционной привлекательности отечественной IT-отрасли.

Законопроект не затрагивает вопрос информационной безопасности, так как не вводит ограничений на контент, а только лишает отдельных игроков рынка возможности предоставления услуг по доступу к этому контенту, — что является явным нарушением конкуренции и шагом к монополизации рынка игроками, занимающими в данный момент меньшую долю этого рынка», — говорится в экспертном заключении.

Законопроект предусматривает для организаторов аудиовизуальных сервисов более серьёзные ограничения на иностранное участие, чем для СМИ. Кроме того, к онлайн-видеосервисам предъявляются более жёсткие требования, чем к новостным агрегаторам, хотя такие сервисы не имеют какого-либо стратегического значения для страны и не распространяют новостную или политически ориентированную информацию. При этом попытка обязать транснациональные компании оставить только 20% участия в капитале аудиовизуальных сервисов приведёт либо к тому, что большинство из этих компаний свернут свою деятельность в России, либо проигнорируют требования закона, что в конечном счёте может привести к блокировке этих сервисов на территории страны. Чтобы получить доступ к запрещённым сервисам, российские интернет-пользователи начнут чаще использовать технологии шифрования, а рост подобного трафика, как предупреждают эксперты, может затруднить работу правоохранительных органов.

Реализация любого из указанных сценариев повлечёт снижение доходов операторов связи от потребления услуг по доступу к сети передачи данных, рост расходов на аренду международных каналов связи и затрат на пропуск трафика по магистральной сети», — говорится в заключении рабочей группы.

Что касается замечаний юридико-технического характера, то здесь эксперты обращают внимание на некорректный механизм получения иностранным инвестором разрешения стать организатором аудиовизуального сервиса, а также на отсутствие чётких критериев для определения ресурсов с преимущественно пользовательским контентом. Под определение онлайн-видеосервиса, согласно внесённому в Госдуму законопроекту, попадает множество субъектов, в том числе Google Plаy, iTunes, Apple Store, «Яндекс-Музыка» и «Яндекс-Видео».

Помимо прочего, положения законопроекта, как отмечают эксперты, прямо дублируют уже существующие нормы, в том числе о защите детей и о персональных данных.

Предлагаемые законопроектом меры не отвечают требованиям справедливости, не являются адекватными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, считают в Экспертном совете.


Назад к списку