Эксперты предупреждают о рисках расширения ограничений на госзакупки иностранных лекарств

23 Ноября 2016

Предложенная Минпромторгом трёхступенчатая система преференций для отечественных фармпроизводителей при проведении госзакупок может привести к негативным последствиям как для российской фармацевтической промышленности, так и для пациентов. К таким выводам пришли члены Экспертного совета при Правительстве РФ, проанализировав проект соответствующего постановления Правительства. Эксперты рекомендуют разработчикам документа тщательно взвесить все возможные риски и ожидаемые преимущества от расширения ограничений и доработать проект. Экспертное заключение направлено министру РФ по вопросам Открытого правительства Михаилу Абызову.

Изменения в постановление Правительства от 30 ноября 2015 года об ограничениях и условиях допуска к госзакупкам иностранных лекарственных препаратов, включённых в перечень жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП), устанавливают абсолютное преимущество на госторгах для компаний, которые производят субстанции в России, причём начиная со стадии синтеза молекулы. Согласно документу, если в конкурсе участвует один или несколько российских производителей, заказчик в процессе госзакупки будет обязан отклонять заявки производителей ЖНВЛП, если все стадии производства лекарства, включая синтез молекул, не осуществляются в России.

Экспертный совет при Правительстве в целом поддерживает деятельность Минпромторга, направленную на развитие отечественной фармпромышленности, однако предложенные меры считает избыточными.

Во-первых, локализация производства широкого ассортимента фармсубстанций нецелесообразна с экономической точки зрения, полагают эксперты.

С учётом объёма российского рынка, себестоимость и цена закупки локальной продукции полного цикла будет выше, чем в случае приобретения субстанции у специализированной цепочки международных производителей. Очевидно, что предлагаемые меры необоснованно повышают затратную ёмкость лекарственного обеспечения в стране и могут привести к увеличению нагрузки на бюджет», — говорится в экспертном заключении.

После введения в конце 2015 года принципа «третий лишний», когда иностранные компании не допускаются к участию при наличии заявок от двух российских компаний, затраты бюджета на лекарственное обеспечение уже выросли, а после воплощения в жизнь новой трёхступенчатой модели рост может быть ещё больше, считает член Экспертного совета при Правительстве Владимир Гурдус.

Вырасти могут и конечные цены на лекарства, причём в первую очередь не из-за роста себестоимости (она зависит от стоимости субстанции лишь на 20–60%), а из-за монополизации рынка, говорит эксперт. Расширение ограничений на закупку иностранных лекарств может привести к тому, что каждую фармацевтическуюсубстанцию будут предлагать лишь 1–2 поставщика. Организация необходимых производственных мощностей займёт значительное время, в результате преимуществополучат компании, уже имеющие вертикально интегрированное производство.

Производители останутся на рынке в монопольном положении, и ничто не будет их ограничивать. В отсутствие давления рынка они смогут повысить цены на конечную продукцию», — предупреждает эксперт.

Что касается возможных негативных последствий для населения, то они связаны со спецификой производства современных биотехнологических препаратов. Для этого, как отмечают эксперты, требуется один центр производства активной субстанции (клеточной линии) для всех рынков. Перенос производства приведёт к изменению биологических свойств препарата и может иметь негативные последствия с клинической точки зрения.

Пациенты также могут столкнуться со снижением доступности современных лекарственных препаратов, предупреждают в Экспертном совете.

Невозможность реализации продукции через тендеры может стать сигналом для прекращения инвестиций тем инвесторам, которые сегодня готовы вкладывать значительные средства в развитие наиболее инвестиционно ёмких и сложных этапов производства лекарств на территории Российской Федерации, способствуя инновационному развитию здравоохранения», — отмечается в заключении.

Более того, для подтверждения страны происхождения фармсубстанций теперь потребуется государственная регистрация субстанций. Для этого необходимо внесение изменений в законодательство, что, по мнению экспертов, может создать ситуацию неопределённости на фармрынке и, как следствие, привести к снижению доступности ЖНВЛП.

Реализация предлагаемых Минпромторгом нововведений целесообразна лишь в отношении узкого круга препаратов, важных с точки зрения обеспечения национальной безопасности, но никак не в отношении всех лекарств, считает Владимир Гурдус. От локализации производства субстанций отказалось большинство стран, 90% производства сейчас приходится на Китай и Индию, отметил эксперт.

Если и реализовывать эти нововведения, то необходимо отсрочить переход на трёхуровневую модель на 2–3 года, чтобы дать рынку возможность подготовиться, чтобы больше компаний могли начать инвестировать в производство субстанций. Либо, в качестве альтернативного варианта, ввести ценовые преференции для отечественных производителей субстанций в отсутствие ограничений на допуск к торгам всех остальных участников рынка. Возможные меры поддержки производителей субстанций необходимо обсудить с профессиональным сообществом, чтобы исключить разрушение существующих взаимодействий на рынке», — говорит Владимир Гурдус.


Назад к списку