Эксперты Открытого правительства отмечают улучшение качества ежегодного доклада ФАС о конкуренции

29 Сентября 2016

Качество доклада ФАС о состоянии конкуренции в РФ заметно улучшилось. К такому выводу пришёл Экспертный совет при Правительстве, проанализировав доклад за 2015 год, который был представлен 29 сентября на заседании Правительства.

Доклад ФАС ежегодно представляется в Правительство Российской Федерации и публикуется на сайте антимонопольного органа.

Здоровая конкуренция является одной из ключевых составляющих нормального делового климата, подчеркнул Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, открывая заседание. За последние 10 лет, по его словам, для улучшения состояния конкуренции в стране было сделано достаточно многое, однако ситуация пока далека от совершенства: по мнению российских предпринимателей, состояние конкурентной среды в целом, мягко говоря, оставляет желать лучшего.

Очевидно, что для развития конкуренции ещё очень многое предстоит сделать как на уровне Правительства, так и отдельных ведомств, и региональных властей, и муниципальных органов, органов местного самоуправления. И здесь аналитические выкладки Федеральной антимонопольной службы должны помочь в этой работе… За последние 10 лет, тем не менее, реформировано антимонопольное регулирование, все признают, что оно становится более оптимальным, ориентируется на лучшие мировые практики, совершенствуется система государственных и муниципальных закупок, практически завершено формирование основных институтов федеральной контрактной системы», — сказал Дмитрий Медведев.

В докладе ФАС, который подготовлен с участием членов Экспертного совета и авторитетных общественных объединений предпринимателей, названы несколько главных препятствий для улучшения ситуации. Это наличие значительного государственного сектора, несовершенное тарифное регулирование, недостаточное развитие малого и среднего бизнеса, которое ведёт к доминированию крупных корпораций. Это не новые проблемы, и Правительство принимает меры, необходимые для их решения, отметил Дмитрий Медведев.

За последние пару лет ФАС удалось значительно продвинуться в части создания условий для развития конкуренции, а главное антимонопольное ведомство начало с себя — и радикально перестроило собственную деятельность как главного надзорного органа в этой сфере. Федеральная служба отказывается от лишних полномочий и функций, ставит правильные ключевые показатели эффективности своей работы, в целом движется в сторону сужения поля контроля и надзора — малый и средний бизнес перестал включать давление со стороны ФАС в тройку наиболее острых проблем. Если в 2014 году она выпускала более 50 тысяч уведомлений и предписаний, то в 2015 году их число не превысило 2 тысяч. Но несмотря на наличие в России одного из самых современных антимонопольных законодательств и принятие Госдумой долгожданного четвёртого антимонопольного пакета, в части развития конкуренции в России ещё есть куда стремиться. Главное — публично и открыто говорить о существующих проблемах конкурентной политики и совместно с экспертным и бизнес-сообществом находить пути их решения. В этом отношении представленный доклад — кладезь информации и по "болевым точкам", и по "лучшим практикам" защиты и развития конкуренции», — говорит председатель подкомиссии по совершенствованию контрольно-надзорных функций министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

В этом году, по мнению членов Экспертного совета, ФАС абсолютно правильно подошла к организации материала, идентифицировав в первом разделе доклада основные источники системных «угроз» для развития конкуренции и сформулировав позицию по необходимым мерам борьбы с выявленными негативными тенденциями. Некоторые из указанных проблем повторно рассмотрены в докладе в разрезе конкретных секторов и рынков.

Важным разделом в докладе этого года, по мнению экспертов, является раздел «Оценка федеральных органов исполнительной власти». Его наличие подчёркивает, что развитие конкуренции — задача не только ФАС России, но и других органов власти, и даёт им возможность осветить свою деятельность по развитию конкуренции.

Особенно важной представляется возможность, которую даёт доклад в части сопоставления данных разделов с разделами, представляющими позицию ФАС России по тем же рынкам. В связи с этим доклад может выполнять функцию распространения среди ФОИВ информации о "лучших практиках" по развитию конкуренции в подведомственных областях, а также служить источником общественной дискуссии по отдельным вопросам защиты и развития конкуренции в конкретных сферах», — говорится в заключении Экспертного совета.

Несмотря на то что Экспертный совет при Правительстве высоко оценивает прогресс в подготовке документа, он, по мнению экспертов, всё же нуждается в некоторой доработке как в части структуры, так и в части содержания. Так, в докладе не поясняется, что именно понимается под «конкуренцией». Кроме того, доклад, как и в прошлые годы, состоит из плохо согласованных друг с другом компонентов. Превратить его в цельный документ с едиными замыслом и ключевыми тезисами пока не получилось, считают эксперты. Они предлагают включить в текст доклада сведения о выполнении разработанных госорганами мер развития конкуренции и об их эффектах, чтобы можно было сделать выводы о качестве конкурентной политики того или иного ведомства.

Эксперты также обращают внимание на противоречия в оценке состояния конкуренции со стороны общественных объединений. Нередко это связано с отсутствием описания методологии опросов, на основе которых были сделаны выводы.

Доклад за 2015 год описывает результаты деятельности ФАС по развитию конкуренции в основном количественно, констатируют в Экспертном совете. При этом авторы доклада не пытаются оценить влияние решений на рынки и благосостояние покупателей. Не хватает в докладе также анализа эффектов от принятых ранее изменений в антимонопольное законодательство.

Для оценки результативности проводимой конкурентной политики важно иметь представление о том, позволили ли реализованные меры справиться с теми проблемами, для решения которых они разрабатывались. Если проблемы остались, с какими факторами это связано? Не повлекла ли реализация выбранных мер отрицательных эффектов, которые не были предвидены на этапе разработки? Такого рода оценка эффектов может быть достаточно сложной и требовать существенных затрат ресурсов, в том числе повторного проведения анализа состояния конкуренции на отдельных рынках. Но хотя бы по наиболее важным направлениям изменений соответствующая оценка последствий регулирования необходима», — говорится в заключении.

По мнению экспертов, в докладе ФАС не хватает резюме, поскольку читателю трудно самостоятельно сделать выводы о состоянии конкуренции.

Что касается содержания доклада, то здесь, по мнению экспертов, недостаёт информации о подходах по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в части закупочной деятельности. А параграф о неэффективном тарифном регулировании, в котором говорится о необходимости перехода от затратных методов регулирования тарифов к современным методам, ориентированным на анализ рынка, в ряде случаев противоречит действиям ФАС. Например, в 2016 году ФАС вернулась к обсуждению идеи возврата к тарифному регулированию в морских портах вопреки собственной позиции.

В целом, по мнению экспертов, при подготовке доклада следует исключить повторы и отказаться от обсуждения проблем общего или теоретического характера.


Назад к списку