Президиум Совета по модернизации рассмотрел «дорожную карту» EnergyNet

28 Сентября 2016

Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России рассмотрел «дорожную карту» по созданию «умных» электрических сетей EnergyNet. Она подготовлена в рамках реализации Национальной технологической инициативы с учётом предложений экспертов Открытого правительства.

Проект, безусловно, амбициозный для нашей страны. Спрос на электроэнергию в мире постоянно растёт. Компании, которые могут предложить наиболее эффективные решения по распределению энергопотоков и снижению потерь энергии, становятся зачастую лидерами рынка. За последние годы производственные технологии шагнули вперёд, но изменились и требования к энергосистемам. Они должны быть надёжными и в то же время гибкими, обеспечивать качественное, бесперебойное снабжение энергией», — сказал Премьер-министр Дмитрий Медведев.

Энергия и энергетика будущего — это, по словам главы Правительства, комплексные системы, весьма интеллектуальные сервисы, и сегодня необходимо начать работу над их компонентами в рамках «дорожной карты».

Ранее проект «дорожной карты» EnergyNet был доработан с учётом замечаний и предложений Экспертного совета при Правительстве РФ. Так, цели и задачи «дорожной карты» были в итоге сформулированы по SMART-принципу, то есть с ориентацией на результат, а не на процесс. Кроме того, в документ была добавлена дополнительная аналитика рынка с обоснованием выбора сегментов, были указаны источники, на основании которых оценивались размеры рынка.

Авторы EnergyNet в соответствии с рекомендациями экспертов провели анализ целевых рынков сбыта, к которым относятся Бразилия, Индия, Китай, ЮАР, Индонезия, Вьетнам, Иран, Саудовская Аравия, а также проанализировали международную практику торговли в секторах, относящихся к сфере действия «дорожной карты», и предусмотрели в документе мероприятия по взаимодействию не только с потребителями, но и производителями технологической и компонентной базы. Кроме того, был доработан раздел «дорожной карты», касающийся социально-экономических эффектов от масштабного применения технологий EnergyNet в России, уточнены временные горизонты достижения тех или иных результатов, описаны источники внебюджетного финансирования и механизмы их привлечения.

Тем не менее ряд рекомендаций Экспертного совета не нашли отражения в «дорожной карте». Эксперты, в частности, просили уточнить исходные предпосылки формирования «дорожной карты», поскольку считали ошибочным отказ от рассмотрения решений для большой энергетики. Кроме того, эксперты были не согласны с фактическим отсутствием тематики силовой электроники, являющейся основой «интеллектуальной энергетики», как в рассматриваемых технологиях, так и в перечне предприятий, ответственных или способных реализовать те или иные мероприятия «дорожной карты».

В июле этого года президиум Совета по модернизации одобрил четыре «дорожные карты» Национальной технологической инициативы: «АвтоНет» (автотранспорт), «АэроНет» (летательные аппараты), «МариНет» (морские технологии), «НейроНет» (нейротехнологии). При их подготовке также были учтены предложения Открытого правительства.

Процесс разработки Национальной технологической инициативы начался в декабре 2014 года. НТИ рассматривается как долгосрочная межведомственная программа государственно-частного партнёрства по содействию развитию новых перспективных рынков на базе высокотехнологичных решений, которые будут определять развитие мировой и российской экономики через 15–20 лет. Смысл национальной инициативы — создать в России условия для развития отраслей, которые станут ведущими отраслями в мировой экономике. В июне прошлого года Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил министру РФ по вопросам Открытого правительства Михаилу Абызову совместно с Экспертным советом организовать экспертное сопровождение процессов разработки «дорожных карт» НТИ.


Назад к списку