Открытые данные: итоги за 2015 год и планы на будущее

5 Февраля 2016

За 2015 год в раскрытии данных в машиночитаемом виде удалось добиться значительных успехов, что следует из доклада о ходе и результатах реализации проекта «Открытые данные», подготовленном Минэкономразвития совместно с Советом по открытым данным. Документ рассматривался 4 февраля на заседании совета под председательством министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова. Так, в прошлом году увеличилось количество федеральных органов исполнительной власти, создавших разделы открытых данных на своих официальных сайтах. По состоянию на декабрь 2015 года такие разделы не были сформированы на сайтах лишь семи госорганов: ФАНО, Роскосмоса, Минвостокразвития, Главного управления специальных программ Президента РФ, Службы внешней разведки, ФСБ и ФСО.

Кроме того, общее количество открытых данных с августа по декабрь 2015 года увеличилось на 232 набора, а доля неактуальных наборов снизилась на 17,7%. По данным Минэкономразвития, на декабрь 2015 года в России на федеральном уровне раскрыто около 4 тысяч наборов данных, а на региональном и муниципальном уровне — около 7 тысяч.

Если говорить про состояние работы по раскрытию данных, то результаты мониторинга показывают, что планы (ведомственные планы по раскрытию данных) 9 органов власти полностью соответствуют требованиям законодательства и поручениям Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства, включая один президентский — ФСCП. Эти государственные органы готовы к рассмотрению их ведомственных планов на заседании Совета по открытым данным», — заявила член Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства Екатерина Шапочка, представляя доклад.

Планы 21 органа власти находятся в высокой степени готовности и в ближайшее время их можно включить в рассмотрение на заседании совета, отметила она. При этом 37 органов власти не планируют деятельность по раскрытию данных на ведомственном уровне на 2016 год.

Кроме того, Екатерина Шапочка рассказала об итогах мониторинга исполнения плана-графика размещения приоритетных социально значимых наборов данных. Так, из 255 наборов данных размещено в срок 139 наборов, не опубликовано 116 наборов. Ведомства объясняют это недостатком ресурсов, отметила Екатерина Шапочка.

В отношении неопубликованных данных совет предлагает направить соответствующие письма в органы государственной власти с просьбой опубликовать данные или объяснить, почему это не сделано, проанализировать ответы и, если необходимо, обсудить этот вопрос на Правительственной комиссии, чтобы уже по её итогам дать поручение опубликовать данные.

Всё можно оправдать отсутствием ресурсов или какими-то оптимизациями. Не годится. У нас не сверхзадача, и мы не ставим задачу сделать всё и за один день. Давали достаточно времени для этого, и его можно было равномерно распределить. Основной ресурс — это люди. Сумасшедших инвестиций в это нет», — заявил Михаил Абызов.

Ответственные ведомства должны принять исчерпывающие меры по выполнению этого плана и в кратчайшие сроки представить в Правительство отчёт о том, когда будет публикация, обоснованное пояснение о причинах задержки, указал он. Министр поручил рассмотреть вопрос об этом рабочей группе Совета по открытым данным и по результатам вынести решение о целесообразности обсуждения на совете.

Бессмысленно двигаться дальше, утверждать новые наборы, планы, если у нас идёт неисполнение ранее принятых советом и утверждённых здесь на заседании планов. В том числе, поставьте вопрос и об ответственности соответствующих исполнителей», — сказал Михаил Абызов.

Что же касается плана-графика на 2016 год и последующие годы, то предлагается дополнить его, включив в раскрытие 442 дополнительных набора данных. В плане мероприятий «Открытые данные» предлагается закрепить ежегодное проведение всероссийского конкурса «Открытые данные», в связи с чем закрепить участие федеральных органов власти в этом конкурсе и региональных органов власти — в хакатонах, которые предшествуют этому конкурсу. Среди других предложений по дополнению плана — включение плана по утверждению и разработке типового ведомственного плана, внесение планов ФОИВ на рассмотрение Совета по открытым данным, утверждение, разработка и регулярный отчёт по состоянию индекса качества работы ФОИВ с открытыми данными, разработка рекомендаций по раскрытию типовых наборов данных.

В ближайшее время план мероприятий будет вынесен на утверждение в Правкомиссии.

Ещё одним вопросом, который обсуждался на заседании совета, был вопрос о перечне приоритетных информационных ресурсов, подготовленном НИУ ВШЭ.

На предыдущем заседании Совета по открытым данным НИУ ВШЭ представил перечень из 617 информационных ресурсов, которые федеральные органы исполнительной власти, а также Банк России ведут в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов. Члены совета выбрали из него приоритетные ресурсы для публикации в формате открытых данных. По итогам систематизации собранных ответов НИУ ВШЭ сформирован перечень из 141 информационного ресурса для первоочередной проработки подгруппой Совета по открытым данным для дальнейшей публикации в формате открытых данных. Это та информация, которую выделили как приоритетную не менее 2 организаций. Список не закрытый, расширение и обновление списка будет проводиться на регулярной основе.

Для пилотного прохода необходимо отобрать первые ведомства. Это должны быть те ведомства, ресурсы которых наиболее востребованы. Сейчас по результатам опроса у нас лидируют Росприроднадзор (24 запроса) и Росреестр (32 запроса)», — указал глава Дирекции по экспертно-аналитической работе Высшей школы экономики, руководитель проектов Дирекции по экспертно-аналитической работе НИУ ВШЭ Руслан Артамонов.

НИУ ВШЭ предлагает выстроить дальнейшую работу следующим образом: после отбора ведомств провести оценку возможности раскрытия ресурса по различным критериям, провести подготовку структур данных и определить перечень необходимых для раскрытия полей (атрибутов), глубину детализации, периодичность обновления информации и других требований к набору.

Если потребуется, возможно проведение оценки социально-экономического потенциала раскрытия того или иного ресурса. Затем проработанные рабочими подгруппами совета наборы данных необходимо включить в расширенный список распоряжения №1187 об обязательных к раскрытию наборах данных. Разногласия по расширению этого списка необходимо обсуждать на очередном заседании совета.

Совет по открытым данным согласился с предложением НИУ ВШЭ.

Кроме того, на заседании был рассмотрен вопрос о методике оценки работы ФОИВ с открытыми данными. Соответствующий индекс рассчитывается исходя из выполнения ведомствами требований законодательства и решений Правкомиссии по координации деятельности Открытого правительства в области открытых данных, открытости процессов управления раскрытием информации, а также исходя из распространения передового опыта организации работ по раскрытию информации в форме открытых данных.

Целью формирования индекса является создание системы показателей, достижение которых позволит достигнуть целей раскрытия информации в форме, указанной в Концепции открытых данных, и обеспечивать сопоставимость качества работы ФОИВ с открытыми данными, в том числе за различные периоды времени.

Информация по показателям индекса формируется в виде анкеты самообследования, которую органы государственной власти заполняют самостоятельно. Основные вопросы самообследования соответствуют показателям индекса. Дополнительные вопросы самообследования служат для уточнения или подтверждения информации, указанной в основных вопросах.

Пока методика оценки требует доработки, в неё надо вносить изменения, считает Михаил Абызов.

Индекс, который предложен, имеет свои недостатки, но он мотивирует ведомства на качественную организацию работы, что сегодня является слабым звеном».

Когда на заседании Правкомиссии будет готовиться вопрос об индексе, будут подготовлены предложения, каким образом обеспечить правильный алгоритм, чтобы это не было формальной отчетностью, подчеркнул Михаил Абызов.


Назад к списку