Эксперты предложили пути решения проблем дошкольного образования

23 Апреля 2013
23 апреля на площадке Московского городского дворца детского (юношеского) творчества состоялось заседание в формате Открытого правительства, на котором были рассмотрены предложения социального блока Правительства по решению проблемы нехватки детских садов в рамках реализации Национальной стратегии в интересах детей. В заседании приняли участие заместитель Председателя Правительства РФ Ольга Голодец, Министр РФ Михаил Абызов, Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, заместитель Председателя Государственной Думы Людмила Швецова, а также ведущие эксперты по теме. 

Качественное изменение системы дошкольного образования объявлено приоритетным направлением социального блока Правительства. В соответствии с поручениями Ольги Голодец, модернизация дошкольного образования должна строиться по трем направлениям: 


- ликвидация очередности в детские сады; 


- формирование новых требований к квалификации преподавателей и сотрудников дошкольных учреждений; 


- внедрение нового стандарта дошкольного образования. 


В ходе дискуссии члены Экспертного совета при Правительстве России и приглашенные эксперты оценили эффективность предложенных направлений. 


В своем вступительном слове Михаил Абызов отметил необходимость значительным образом преобразовать систему дошкольного образования: «До 2016 года нам необходимо решить вопрос по созданию дополнительных 1 600 000 мест в дошкольных учреждениях во всех регионах Российской Федерации, из которых 400 000 – это места для дошкольного образования детей от полутора до трех лет, 200 000 – для образования детей от 3 до 7 лет. Реализация такой амбициозной задачи требует большого объема финансирования, общий объем средств, направляемых на реализацию данной программы, оценивается в сумму до триллиона рублей. Это, безусловно, средства как федерального бюджета, так и средства региональных бюджетов, муниципальных образований». 


Говоря о проблеме дошкольного образования, Ольга Голодец отметила, что у каждого ребенка должно быть место в образовательном дошкольном учреждении: «Обсуждая тему дошкольного образования, мы формируем фундамент будущего, фундамент развития нашего экономического и социального развития в серьезной перспективе. Это наше обязательство – перейти на новые стандарты образования и подготовить квалифицированных педагогов». 


С докладом по обеспечению доступности дошкольного образования выступил заместитель Министра образования и науки Игорь Реморенко. Он отметил необходимость к 2016 году обеспечить детей в возрасте от 3 до 7 лет стопроцентной доступностью образования и расширить формы и способы получения дошкольного образования. Среди механизмов для реализации данной задачи были озвучены следующие: 


- строительство и выкуп зданий, построенных частными инвесторами; 


- субсидирование кредитов частникам;

 

- подготовка кадров; 


- приобретение оборудования. 


В течение 2013–2015 годов планируется создать около 1,2 млн мест в дошкольных учреждениях, что позволит к 2016 году обеспечить стопроцентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. В регионах РФ планируется создание 755 тыс. новых мест. 


В свою очередь, Людмила Швецова рассказала о финансировании программ дошкольного образования: «В стране не хватает денег. Нам нужно строить современные детские сады, где будет более эффективно использоваться площадь. Требуются дополнительные средства, которые на принципах софинасирования должны работать для поддержки задач строительства учреждений в субъектах». 


Также Швецова отметила важность поддержки сельских дошкольных учреждений. «Мы должны всеми организационными методами поддержать всех тех, кто хочет создавать частные, корпоративные детские сады». 


Общий объем планируемых средств на развитие дошкольного образования в 2013–2015 годах составляет более 1 трлн рублей, в том числе 280 млрд – из федерального бюджета. 


О демографических и социально-экономических эффектах развития системы дошкольных образовательных учреждений рассказала профессор факультета социологии НИУ «ВШЭ» Татьяна Малева. Она отметила, что развитие данной системы является многопрофильной программой: «Если ничего не строить, мы не сможем сократить дефицит мест в детских садах меньше чем на 1 100 000. Ничего хорошего это нам не сулит. Необходимо считать демографические эффекты, эффекты роста предложения рабочей силы на рынке труда. Эффект роста доходов семей с детьми, эффект выравнивания социального неравенства». 


Для повышения качества дошкольного образования предлагается разработка нового федерального государственного образовательного и профессионального стандарта педагога в системе дошкольного образования, повышение зарплат педагогов. 


Подводя итоги совещания, Михаил Абызов предложил провести встречу с региональными властями для того, чтобы обсудить наиболее проблемные точки реализации проекта развития дошкольного образования на ближайшие три года: «И здесь не только вопрос о финансировании, это вопрос федеральной и региональной нормативно-правовой базы, здесь вопрос подготовки управленческого персонала регламента и методические рекомендации по развертыванию проекта, ответы на вопросы, связанные с участием частных организаций». 


В течение месяца на площадке Министерства образования и науки России будет проведен второй раунд обсуждения данного вопроса. В июле 2013 года уже планируется начать обсуждение нового образовательного стандарта дошкольного образования. Итогом обсуждения станут рекомендации Правительству России со стороны экспертного сообщества и заинтересованных участников процесса, направленные на совершенствование системы дошкольного образования.


Все события