Открытое правительство: из 2012 в 2024

31 Мая 2018

Открытое правительство наметило 15 шагов по повышению открытости государственного управления в России, которые предстоит реализовать с 2018 по 2024 год. На повестке дня стоит ряд важных задач — сделать взаимодействие граждан и чиновников более технологичным и быстрым, а информацию о работе ведомств — актуальной и понятной, обеспечить новое качество обратной связи за счёт цифровых технологий и продолжить вовлечение бизнеса и граждан в процесс принятия государственных решений, особенно на региональном и муниципальном уровне. Среди основных направлений работы на ближайшие 6 лет — развитие механизмов цифрового госуправления и создание единой цифровой среды государственных интернет-ресурсов по модели «одного окна», выработка единой коммуникационной политики органов власти, разработка отраслевых планов повышения открытости в социально значимых сферах, публикация проектов нормативно-правовых актов регионального и муниципального уровней. Эти задачи отражены в докладе (report.open.gov.ru) Экспертного совета при правительстве «Итоги внедрения системы "Открытое правительство" и перспективы до 2024 года».

За прошедшие 6 лет в рамках деятельности Открытого правительства под руководством министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова была создана необходимая нормативная и методическая база для внедрения принципов открытости и прозрачности в работе министерств и ведомств, заложены основы новой культуры взаимоотношений власти и граждан, отмечается в докладе.

При запуске проекта "Открытое правительство" был поставлен ряд конкретных задач: обеспечить обратную связь между чиновниками и гражданами, привлечь профессиональное, экспертное и бизнес-сообщество к подготовке государственных решений, сделать работу министерств и ведомств прозрачной и понятной, создать эффективные институты общественного контроля. За 6 лет проделана действительно серьёзная работа. Первые выгодоприобретатели использования эффективного общественного контроля и общественных советов, качественного раскрытия информации о проводимой ведомством политике, налаженной обратной связи с основными референтными группами — это сами руководители министерств и ведомств, которые стали получать от этого дивиденды в виде повышения качества своей работы и доверия общества. Открытость стала важным элементом повседневной работы чиновников. Тем не менее это только первые шаги по изменению культуры госслужбы, общения власти и гражданина, эта работа будет продолжена в каждом министерстве и ведомстве, в каждом регионе и муниципалитете», — говорит Михаил Абызов.

На необходимость продолжения политики открытости в работе российских министерств и ведомств указал и президент РФ Владимир Путин на совещании с членами нового состава правительства РФ.

Правительство, министерства должны быть настроены на максимальную открытость, постоянный диалог с людьми, объяснять все свои действия, в этом в значительной степени залог успеха действий правительства. Нужно вовлекать как можно больше граждан в реализацию задач развития, укреплять их стремление вместе добиваться нужных нам целей», — указал глава государства.

Одним из направлений дальнейшей работы по повышению открытости власти должно стать развитие цифрового госуправления, говорится в докладе. В рамках этой работы Открытое правительство предлагает внедрить электронный ID гражданина и юридического лица и обеспечить публикацию открытых данных по умолчанию. Кроме того, предлагается принять закон, согласно которому любая государственная информация считается открытой по умолчанию, если она не относится к охраняемой и не включена в закрытый перечень. Она должна раскрываться по требованию гражданина или по инициативе самого органа власти.

Следующий шаг — повышение понятности работы госорганов. Здесь программа минимум — сделать понятными нормативно-правовые акты и пояснительные записки к ним, а также нормативно-правовое регулирование в целом. Что касается третьего шага — создания единой коммуникационной стратегии органов власти — в этой части Открытое правительство предлагает разработать единый регламент для органов власти всех уровней, который содержал бы обязательные требования к форматам и периодичности предоставления информации обществу. За несоблюдение правил взаимодействия чиновников с общественностью предлагается предусмотреть санкции вплоть до увольнения с невозможностью занимать должности в госсекторе.

Повышать предлагается не только ответственность чиновников, но и гражданскую ответственность, в том числе через систему образования. Для этого авторы доклада предлагают обучать школьников основам гражданского общества и социальной ответственности: разъяснять, что такое налоги и зачем гражданин их платит, как гражданин может участвовать в жизни государства и зачем это нужно, что такое общественный контроль и т.д.

«15 шагов» предусматривают также реализацию концепции «ГосWeb», которая призвана связать все государственные интернет-ресурсы между собой по модели «одного окна» и обеспечить удобную навигацию для пользователей. В том числе через систему «ГосWeb» предлагается раскрывать в разрезе для каждого гражданина объём расходов на социальные услуги и разбивку НДФЛ на составляющие, финансирование которых осуществляется за счёт налогов конкретного гражданина.

Также предлагается нормативно закрепить необходимость подготовки и публикации ежегодных отчётов о результатах работы органов государственной власти, ежегодных публичных деклараций целей и задач губернаторов и глав муниципалитетов, обеспечить раскрытие всех нормативных актов регионального и муниципального уровня. В ближайшую шестилетку предлагается принять национальную стратегию открытости власти и на законодательном уровне сделать принципы открытости равноправной составляющей работы президента, правительства, парламента и суда.

Задачи Открытого правительства предлагается формировать по принципу краудсорсинга. Инициативы, касающиеся повышения открытости, должны выдвигать сами граждане и общественные организации. Затем эти инициативы должны проходить отбор в правительстве. О реализации отобранных инициатив кабмин должен будет регулярно отчитываться перед обществом.

Открытость должна стать ближе к человеку, подчёркивает член Экспертного совета при правительстве РФ Александр Брагин.

Пока всё, что делают федеральные органы на своём уровне в части открытости, от простого человека довольно далеко и ему не понятно. Простому человеку нужна открытость на муниципальном, городском, региональном уровне. Всё, что связано с больницами, состоянием дворов, местными дорогами и инфраструктурой. Любые возможности участия граждан в принятии решений, в обсуждении нормативных актов, выборе направлений для расходования бюджетных средств — все эти возможности нужно на следующем этапе активно развивать», — считает член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин.

Система «Открытое правительство», формирование которой началось в 2012 году, стала одним из ответов на актуальные вызовы, связанные с кулуарностью и неэффективностью принятия ключевых решений. За минувшие 6 лет во многом удалось заложить основы повышения открытости власти и изменить культуру её взаимодействия с гражданами.

За время работы Открытого правительства были реализованы принципы, заложенные в формуле «4К»: развитие кадрового потенциала, борьба с коррупцией, повышение конкуренции и повышение качества жизни. Так, начала внедряться новая система работы кадровых резервов госслужбы, заработал федеральный портал госслужбы и управленческих кадров, получило развитие дополнительное образование для госслужащих. Ежегодно в интернете и СМИ размещаются данные о доходах, расходах и имуществе чиновников, их супругов и несовершеннолетних детей, реализуется Национальный план по противодействию коррупции. Предложения Открытого правительства по развитию конкуренции способствовали существенному улучшению позиций России в международных рейтингах ведения бизнеса (в рейтинге Doing Business со 120-го на 35-е место, в рейтинге World Economic Forum с 55-го на 38-е место).

В то же время всё ещё необходимы изменения в части совершенствования государственной гражданской службы, подходов к управлению кадрами, внедрения современных кадровых технологий. По-прежнему актуально создание механизмов общественного контроля за деятельностью чиновников, в том числе совершенствование нормативно-правового обеспечения в сфере противодействия коррупции. Ситуация с состоянием конкуренции в стране, по мнению экспертов Открытого правительства, также нуждается в улучшении. За прошедшие годы заметно увеличилась доля государства в экономике, а вклад малого и среднего бизнеса в экономику недостаточно велик, отмечается в докладе. Принятый Национальный план развития конкуренции в РФ на 2018–2020 годы задаёт солидную планку для полномасштабного внедрения проконкурентной политики на всех уровнях власти.

Главной площадкой для взаимодействия с экспертным сообществом и осуществления экспертной оценки готовящихся проектов документов и нормативных актов стал Экспертный совет при правительстве РФ. Участие этой структуры в разработке ключевых решений стало неотъемлемой частью работы кабинета министров. В работе совета активно участвуют 365 членов совета и более 2000 привлечённых экспертов. За 2012–2017 годы Экспертный совет подготовил более 1200 заключений по ключевым вопросам социально-экономического развития страны. Таким образом, появился беспрецедентный формат независимой профессиональной экспертизы всех ключевых решений, принимаемых кабинетом министров.

За эти 6 лет самым главным результатом стало общественное и профессиональное признание качества тех заключений, той работы, которую проделывал Экспертный совет по самым разным сюжетам. Он состоялся, он оказался востребованным, полезным, нужным», — считает член Экспертного совета Юрий Берестнев.

При участии Экспертного совета было усовершенствовано законодательство в области образования, здравоохранения, транспорта, энергетики, в области раскрытия данных и информации, в части повышения эффективности госкомпаний и развития конкуренции.

Самым главным достижением было внедрение технико-ценового аудита по основным проектам, в которые инвестирует государство. Второе большое достижение — это переход к практике применения прозрачных КПЭ для менеджеров основных госкомпаний. Третье достижение — это постепенный переход под давлением экспертов к цифровизации многих транспортных процессов, что позволяет повысить прозрачность и упростить пользование услугами транспорта для потребителей», — полагает руководитель рабочей группы Экспертного совета по транспорту Сергей Мальцев.

Рабочая группа Экспертного совета по связи и ИТ, в свою очередь, остановила ход примерно 15 концептуально непроработанных отраслевых документов, что позволило сэкономить до 8 млрд рублей.

Ещё одним важным результатом работы Открытого правительства стал запуск портала, который дал обществу, бизнесу и СМИ возможность участвовать в нормотворческой деятельности. На сайте regulation.gov.ru размещено для обсуждения порядка 50 тыс. проектов актов, направлять комментарии можно в режиме онлайн, причём они в обязательном порядке должны быть рассмотрены органом власти. Кроме того, экспертное и бизнес-сообщество получили возможность заранее оценивать эффекты от принятия тех или иных актов на бизнес-среду. Для этого запущен институт оценки регулирующего воздействия. Несмотря на целый ряд замечаний к работе этих инструментов, само их наличие является беспрецедентным в мировой практике.

Правительство в целом стало более открытым: повысилось качество взаимодействия со СМИ, решения, протоколы и стенограммы ключевых заседаний размещаются на официальных сайтах. Министерства и ведомства публикуют декларации целей и задач и отчитываются об их исполнении, раскрывают информацию на своих сайтах в соответствии с установленными законодательством требованиями.

Сделать понятнее бюджетную политику государства призван проект «Бюджет для граждан», который Открытое правительство запустило совместно с Минфином в 2013 году. Документ, в котором бюджет изложен в понятной и доступной каждому форме, теперь направляется в Госдуму вместе с основным законопроектом о бюджете. Также свои региональные бюджеты в понятной форме публикуют все 85 субъектов РФ, а граждане получили возможность участвовать в бюджетном процессе.

Одним из ключевых механизмов, который обеспечивает повышение открытости и подотчётность органов власти, стала «перезагрузка» института общественных советов при федеральных органах исполнительной власти. Гражданское общество получило понятный и эффективный инструментарий общественного контроля. По новым правилам формирование советов происходит исключительно на конкурсной основе, из кандидатов от некоммерческих организаций, представленных Экспертным советом при правительстве и Общественной палатой, а их полномочия существенно расширены. В соответствии с новыми правилами сформировано 36 общественных советов. Они перестали быть «карманными» или аффилированными с руководителями министерств. Они дают альтернативную точку зрения на решение отраслевых проблем и продвигают свою общественно значимую повестку.

Контроль осуществляется теперь и за деятельностью естественных монополий — в рамках работы Открытого правительства при них созданы советы потребителей.

Впервые для естественных монополий прямо прописана включённость советов потребителей и экспертов в процесс формирования изменений инвестиционных программ сетевых компаний. У нас более чем на 100 млрд рублей в год суммарно уменьшились инвестиционные программы сетевых компаний. Это экономия для предприятий и, в конце концов, для граждан», — говорит руководитель рабочей группы Экспертного совета по энергетике Василий Киселёв.

За время работы Открытого правительства была существенно повышена эффективность корпоративного управления. Внедрение Кодекса корпоративного управления, разработанного при участии Открытого правительства, осуществляется в подконтрольных Российской Федерации акционерных обществах с 2014 года.

Первая задача была — помочь компаниям понять рекомендации кодекса, вторая задача — мониторинг процесса внедрения. Компании, получив нашу помощь в рамках первого этапа работы и видя, на чём мы сфокусированы в рамках мониторинга, действительно стали внедрять рекомендации кодекса, которые многие внедрять сначала не очень хотели. По прошествии трёх с половиной лет мы видим его эффективность», — говорит руководитель рабочей группы Экспертного совета по внедрению Кодекса корпоративного управления Денис Спирин.

За 6 лет сделан существенный прорыв в работе госорганов с открытыми данными. Огромный массив государственных данных публикуется в машиночитаемом виде — так, чтобы разработчики могли создавать на их основе полезные для граждан приложения и сервисы. Открытые данные — это главное топливо современного цифрового госуправления, без которого невозможно формирование цифровой экономики. На сегодняшний день на Едином портале открытых данных data.gov.ru размещено более 20 тыс. наборов данных, запущено порядка 200 успешных сервисов, созданных на их основе. Благодаря размещению информации в форме открытых данных активно развивается такое направление, как независимая оценка качества социально значимых услуг.

В формате Открытого правительства — с вовлечением всех заинтересованных сторон — реализуется приоритетная программа по реформированию контрольной и надзорной деятельности, куратором которой является Михаил Абызов. Бизнес принимает активное участие в выработке всех решений, предусмотренных программой, а сам проект призван повысить прозрачность и понятность системы государственного контроля и надзора для предпринимателей.

Количество механизмов и инструментов открытости, созданных и внедряемых в отечественной практике госуправления, существенно превышает аналогичные показатели других стран, отмечается в докладе. Однако с практической точки зрения многие механизмы открытости реализуются «на бумаге» и требуют существенной доработки с точки зрения более активного вовлечения граждан. Сделать открытость частью культуры госслужбы и обеспечить качественную обратную связь между властью и обществом — на решение этих задач должна быть направлена деятельность Открытого правительства в следующем шестилетнем цикле наряду с одновременным стимулированием спроса на открытость власти и развитие гражданского общества.

За прошедшие 6 лет в сфере открытости органов власти удалось сделать очень многое. Россия, начиная в 2012 году с довольно низкой базы, прошла большой путь. На сегодняшний день качественных механизмов открытости на федеральном и региональном уровне у нас на порядок больше, чем во многих странах. Но повышение открытости власти — это та история, где предложение рождает спрос. На следующем этапе нам нужно поработать именно над спросом, потому что у нас, в отличие от многих зарубежных стран, квалифицированного, активного, широкого гражданского общества и проактивно настроенных общественных организаций пока не создано. А именно они должны предъявлять спрос на открытость», — говорит член Экспертного совета при правительстве РФ Александр Брагин.


Все события