Михаил Абызов призвал наладить информационное взаимодействие в сфере контроля за продовольствием

28 Марта 2018

Россельхознадзор добился существенных результатов в совершенствовании контрольно-надзорной деятельности, однако некоторые проблемы решить пока не удалось. Предстоит наладить информационный обмен на региональном и федеральном уровне в части ветеринарного надзора, продолжить уход от «палочной» системы госконтроля. На повестке дня также стоит вопрос о возможном объединении функций Россельхознадзора и Роспотребнадзора по контролю за продовольствием. Такие задачи поставил куратор реформы госконтроля, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, выступая 28 марта на итоговом заседании коллегии Россельхознадзора. Министр подчеркнул, что главная задача реформы контроля и надзора — повышение уровня безопасности государства и граждан и сокращение причинённого ущерба и вреда. Реформа также направлена на снижение неэффективной административной нагрузки на добросовестный бизнес и построение эффективного и технологичного госконтроля.

Михаил Анатольевич (Абызов) на протяжении последних лет очень активно защищает позиции министерства и Россельхознадзора в области качества и безопасности. Для нас это очень важно и ценно», — отметил глава Минсельхоза Александр Ткачёв, открывая заседание.

Руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт, в свою очередь, выразил мнение, что реформа контрольно-надзорной деятельности «пришла вовремя» и отметил важность проведения публичных обсуждений правоприменительной практики надзорных органов с предпринимателями как на федеральном, так и на региональном уровне.

Мы сегодня делаем всё, чтобы работа государственных контрольно-надзорных органов стала более понятной. Очень правильно, что мы начали публичные обсуждения. Открытое правительство и лично Михаил Анатольевич Абызов уделяли этому большое внимание. Жить отдельно от бизнеса нельзя. Нужно понимать, что мы должны жить вместе с бизнесом, и 2017 год стал в этом плане показательным», — сказал Сергей Данкверт.

Реализуя реформу госконтроля, важно руководствоваться вопросами обеспечения безопасности граждан, а не только вести дискуссии об административном давлении надзора на хозяйствующие субъекты, подчеркнул Михаил Абызов. О напомнил, что сейчас обсуждается новая структура администрирования вопросов безопасности пищевой продукции — сквозной контроль «от грядки до прилавка». Сейчас производство продукции находится в сфере ведения Россельхознадзора. Когда речь заходит о контроле качества товара на прилавке, то возникает вопрос, кто несёт за это ответственность. По словам Михаила Абызова, на всех совещаниях представители ведомств говорят, что нужно налаживать информационное взаимодействие, обмениваться результатами проверок, видеть индикаторы риска, которые проверяют каждое из надзорных ведомств, видеть статистику по нарушениям, которые выявляются с тем, чтобы определить приоритетные точки работы.

Это разговоры по тривиальным вопросам — совместить информационные системы, наладить информационный обмен, такие вопросы не разрешаются на уровне ведомств на протяжении длительного времени. В этой части терпение уже подходит к концу, здесь необходимо принимать радикальные меры. Это касается не только технического совмещения информационных систем, но и возможного объединения функций этого контроля и надзора. Это может быть объединение на базе единого органа госвласти в правительстве. Это вопрос исключительно компетенции президента, который определяет структуру органов исполнительной власти. Совсем скоро будет формироваться новый состав правительства и новая структура, и необходимо правительству в рамках действий сегодняшних полномочий провести соответствующую подготовительную работу и аналитику и предложить "меню" решения назревших проблем», — сказал Михаил Абызов.

Министр также отметил необходимость информационного обмена между территориальными и федеральными органами Россельхознадзора, которые осуществляют ветеринарный надзор. Система требований по ветеринарному надзору одинаковая на всех уровнях, разграничение субъектов контроля не формализовано. Зачастую бизнес сталкивается с дублирующими проверками. В 2018 году в этой части нужно навести порядок, подчеркнул Михаил Абызов. По его словам, возможна федерализация функций ветеринарного надзора с последующим делегированием этих полномочий на уровень субъектов по соглашениям с чётким определением контроля со стороны федерального Россельхознадзора качества исполнения делегированных требований.

Информационные системы на федеральном и региональном уровне не совмещены. Мы рекомендовали Сергею Алексеевичу (Данкверту), руководителям территориальных подразделений и соответствующих служб в субъектах федерации заключить соглашения об информационном обмене, чтобы поднадзорные объекты были одинаково классифицированы, чтобы к ним применялись одинаковые критерии риска и одинаковые надзорные мероприятия. Эта работа должна быть проведена. На ближайших заседаниях проектного комитета реформы госконтроля мы обсудим стандарт проведения этой работы по линии ветеринарного надзора», — сказал Михаил Абызов.

К 2018 году по линии Россельхознадзора не удалось полностью решить вопрос перехода от «палочной» системы к оценке результативности и эффективности территориальных органов по показателям снижения ущерба и вреда, констатировал министр. Причина в том, что не по всем видам риска и не по всем видам контроля и надзора есть качественная статистика. В 2018 году такую работу по сбору статистики нужно провести, указал Михаил Абызов.

Министр также озвучил свою позицию относительно сохранения режима «надзорных каникул» для малого бизнеса. Эта тема стала особенно актуальной после пожара в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня», в результате которого погибли десятки человек.

Моя позиция, что к объектам высокого уровня риска никакие "надзорные каникулы" применяться не могут. Не может определяться характер обеспечения государственной безопасности по форме ведения бизнеса. Если завтра атомная станция у нас станет малым предприятием, мы должны прекратить её проверку? Это абсолютно невозможно. В первую очередь нам необходимо обеспечивать проверку объектов высокого уровня опасности и освобождать от проверок те объекты, которые никакой угрозы не несут. По отношению к ним пусть действуют "надзорные каникулы"», — сказал Михаил Абызов.

В качестве примера министр привёл прошлогоднюю вспышку ящура в Башкирии, после которой вся республика оказалась заблокирована от всех аграрных рынков сопредельных территорий. Тогда фермеры и сельхозпроизводители требовали ужесточения государственного контроля, в особенности за недобросовестными участниками продовольственного рынка.

Совсем другое настроение у предпринимательского сообщества, когда они на себе чувствуют, к чему приводит неэффективный, ослабевший, оставленный без инструментов воздействия госнадзор, когда начинает страдать добросовестный производитель, добросовестный бизнес», — сказал Михаил Абызов.

Одной из первостепенных задач для Россельхознадзора на 2018 год, по мнению министра, должно стать радикальное изменение ситуации с АЧС. Он предложил расширить полномочия ведомства и разрешить ему согласовывать количество поголовья дикого кабана в охотугодьях. Вопрос с АЧС должен быть решён раз и навсегда, сделать это можно за 2018-2019 годы, уверен министр.

Россельхознадзор, как и другие надзорные ведомства, нередко сталкивается в своей работе с чрезвычайными ситуациями, отметил министр. В таких ситуациях, по его словам, очень важно уметь правильно и понятно объясняться с людьми.

Последние дни на фоне того, что происходит в Кемерово, меня не покидает тяжёлое для человека, который в правительстве отвечает за эти вопросы, ощущение, что мы не умеем говорить с людьми на понятном и правильном языке — не можем чётко объяснить, что делаем, почему делаем, что произошло. Вы сталкиваетесь с ситуацией, когда надо объявлять карантин, уничтожать поголовья, вы и ваш персонал должны уметь объяснять людям в спокойном режиме всё происходящее, даже если это происходящее — негативное. Это вопрос специальной подготовки. Я прошу Россельхознадзор уделить этому отдельное внимание, подготовиться и провести соответствующее обучение, подготовить короткие методики для территориальных органов», — сказал министр.

Одна из ключевых задач Россельхознадзора на 2018 год — это цифровизация, подчеркнул Михаил Абызов. Это, по его мнению, является ключом к новому контролю и надзору. Цифровой контроль и надзор более эффективен, чем проверки. Он позволяет проводить дистанционный мониторинг соблюдения требований безопасности, собирать статистику. Сегодня проверки являются основным инструментом надзорных органов, а через 10 лет они станут исключительным случаем, уверен Михаил Абызов. Он сообщил о планах совместить в течение 2018 года базу автоматизированной системы для электронной сертификации «Меркурий» с базой ФНС и инструментарием контрольно-кассовой техники. Это даст возможность сквозной прослеживаемости реализации продуктов питания.

Ещё одна важная задача — повышение квалификации и развитие новых компетенций инспекторского состава. Уже запущена система онлайн-обучения инспекторского состава, которая должна охватить в этом году 20 тыс. человек, а в следующем — 50 тыс.

Единственный инструмент, который поможет надзорным органам выполнять задачи, поставленные реформой госконтроля, — это повышение качества управления и внутренняя оптимизация, подчеркнул Михаил Абызов. Новые задачи придётся решать за счёт имеющихся ресурсов, без дополнительной финансовой или кадровой поддержки. «Меню» преобразований, которые должны помочь надзорным органам повысить эффективность работы в ближайшие 2 года, было разработано по итогам стратегической сессии, прошедшей в Сколково в начале марта.


Все события