«Надзорные каникулы» продлят по видам госконтроля, которых не коснулся риск-ориентированный подход

16 Марта 2018

Мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса должен быть продлён до 2022 года по видам госконтроля, которые пока осуществляются без применения риск-ориентированного подхода. Кроме того, «надзорные каникулы» должны быть распространены и на предприятия среднего бизнеса. Такая инициатива стала результатом работы приоритетного проекта по реализации реформы контрольно-надзорной деятельности. Заместитель председателя правительства — руководитель аппарата правительства РФ Сергей Приходько поручил Минэкономразвития и Генеральной прокуратуре подготовить соответствующие поправки в законодательство. Куратор реформы министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов инициативу поддерживает. В Генпрокуратуре и ведущих бизнес-объединениях также считают продление «надзорных каникул» целесообразным.

Эта мера позволит не только сохранить общий положительный эффект от моратория, но и ещё больше снизить административную нагрузку на бизнес начиная с 2019 года. Таким образом, будет сделан ещё один важный шаг к улучшению положения предпринимателей, который дополнит проводимую с 2016 года по поручению главы государства комплексную реформу контрольно-надзорной деятельности», — отмечает Михаил Абызов.

Системным итогом этой работы стало утверждение приоритетной программы «Реформа контрольно-надзорной деятельности», реализация которой до 2024 года позволит внедрить новые партнёрские принципы и подходы к осуществлению госконтроля, снизить административную нагрузку на бизнес и обеспечить принципиально иной уровень безопасности жизни и здоровья граждан.

Для продления «надзорных каникул» необходимо подготовить поправки ко второму чтению законопроекта об изменениях в 294-ФЗ о защите прав предпринимателей при осуществлении госконтроля и в статью 19 закона о лицензировании, который находится сейчас в Госдуме. В соответствии с поручением Сергея Приходько сделать это предстоит в двухнедельный срок со дня принятия этого законопроекта в первом чтении.

Трёхлетний мораторий на плановые проверки малого бизнеса, который начал действовать в 2016 году, способствовал существенному снижению административной нагрузки на предпринимателей, что неоднократно подтверждали и ведущие деловые объединения, и органы прокуратуры. Так, по данным Генеральной прокуратуры, благодаря «надзорным каникулам» от проведения плановых проверок было освобождено свыше 500 тыс. субъектов предпринимательства.

Мораторий на плановые проверки малого бизнеса сыграл важную роль до перехода контрольно-надзорных органов на риск-ориентированный подход, предусмотренный масштабной реформой контрольно-надзорной деятельности. А за счёт риск-ориентированного подхода можно не только снизить административную нагрузку на бизнес, но и повысить безопасность граждан и государства. Сейчас риск-ориентированный подход уже применяется по более чем 40 видам и подвидам государственного контроля и надзора, в том числе по 7 видам регионального контроля. Это позволит уже в 2018 году не проводить плановые проверки в отношении около 60% подконтрольных субъектов, которые по экспертным оценкам будут отнесены к низким категориям риска.

Однако по тем видам контроля и надзора, по которым риск-ориентированный контроль пока не применяется, необходимо сохранить «надзорные каникулы», чтобы положение предпринимателей не ухудшилось.

Как отмечал ранее первый заместитель генерального прокурора РФ Александр Буксман, трёхлетний мораторий на плановые проверки добросовестных предпринимателей позволил в одночасье на треть снизить число предложений контролеров по включению в план проверок на 2016 год. Такая же тенденция наблюдалась и в 2017 году. Кроме того, при формировании плана проверок прокуратура предпринимает ряд мер, направленных на отсечение необоснованных проверок. В результате от избыточного надзора чиновников избавлено несколько сотен тысяч хозяйствующих субъектов, а количество плановых проверок ежегодно снижается на 200 тысяч.

В объединении малого и среднего предпринимательства «Опора России» поддерживают важность дальнейшего пролонгирования «надзорных каникул» и их распространения на средний бизнес. По словам вице-президента «Опоры России» Марины Блудян, в организацию поступало очень большое количество сигналов от представителей среднего бизнеса, на которых после введения моратория фактически пришёлся основной «удар» со стороны надзорных органов.

Предложение распространить мораторий на средний бизнес — более чем своевременное. Что касается выведения из-под моратория видов контроля, по которым уже действует риск-ориентированный подход, то это предложение тоже правильное. Малые предприятия, согласно такому подходу, и так попадают в категорию низкого риска. Для них проверки будут редкими или вовсе будут отсутствовать. Этого и добивалась наша организация», — отмечает Марина Блудян.

Некоторые надзорные органы, по её словам, уже отказались от плановых проверок и теперь реагируют только на факты нарушений. В целом за 2017 год число плановых проверок бизнеса, по данным «Опоры России», сократилось в среднем на 40%. Ещё более серьёзное, кратное сокращение бизнес рассчитывает увидеть в 2018 году, когда будет выполнено поручение президента о сокращении внеплановых проверок, а реформа контрольно-надзорной деятельности дойдёт до регионов. Марина Блудян отметила важную роль в этой работе Открытого правительства и министра РФ Михаила Абызова, который, по её словам, «объединил беспрецедентное количество экспертов, регулярно работающих над реформой в рамках Общественно-делового совета».

Инициатива правительства РФ о продлении моратория и его распространении на среднее предпринимательство по видам контроля, осуществляемым без применения риск-ориентированного подхода, заслуживает поддержки, согласен председатель Общественно-делового совета реформы, президент РСПП Александр Шохин. Средний бизнес по объёмам и видам деятельности, по его словам, очень часто не сильно отличается от малого, в отношении которого сейчас действуют «надзорные каникулы».

Распространение моратория только на ограниченный перечень видов государственного контроля и надзора будет стимулировать контрольно-надзорные органы переходить на риск-ориентированный подход при планировании проверок. Что касается видов контроля и надзора, где уже применяется риск-ориентированный подход, то субъекты малого и среднего предпринимательства, в основном, относятся к категории низкого или умеренного риска, и плановые проверки в отношении них проводятся либо не чаще раза в 3-5 лет, либо не проводятся вообще», — говорит Александр Шохин.

Переход надзорных ведомств на риск-ориентированный подход предусмотрен проектом закона о государственном контроле и надзоре, который разработан на площадке Открытого правительства и одобрен Госдумой в первом чтении. В нём будут закреплены принципы «умного» госконтроля, которые внедряются в рамках приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности. Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, выступая 14 марта на заседании Комиссии по контролю за реализацией предвыборной программы партии «Единая Россия», заявил о необходимости продолжить реформу контрольно-надзорной деятельности и попросил депутатов сделать всё возможное для того, чтобы законопроект о госконтроле успешно прошёл второе чтение и был принят в ближайшее время. Дмитрий Медведев также призвал продолжить снижение избыточной нагрузки на бизнес.

Постепенно внедряется так называемый риск-ориентированный подход — количество проверок снизилось, по некоторым оценкам почти на четверть, но в то же время всё равно их много. Об этом говорил и президент в ходе послания Федеральному Собранию. Поэтому нужно развивать систему профилактики, а не систему, построенную только на жёстких наказаниях, на жёсткой ответственности», — сказал он.


Все события