Эксперты предложили меры контроля качества моторного топлива в России

27 Ноября 2017

Для повышения качества моторного топлива в России необходимо маркировать недобросовестные заправки, через лаборатории предприятий и за счёт современных информационных технологий внедрять формат дистанционного контроля качества топлива, а также разработать навигатор для поддержки граждан, пострадавших от покупки некачественного топлива. Такие меры предложил министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов по итогам публичных слушаний, по качеству моторного топлива в России, прошедших сегодня в формате Открытого правительства. Главная цель осуществляемого в отрасли госконтроля — снижение оборота суррогатного топлива на рынке до 1 процента, подчеркнул министр.

Под эгидой Открытого правительства проводится серия общественных слушаний по резонансным темам, волнующим общественность.

Навести порядок на рынке автомобильного топлива в 2015 году поручил президент РФ Владимир Путин. Глава государства дал поручение органам, осуществляющим надзор за качеством топлива, провести комплексные проверки организаций нефтепродуктообеспечения. По результатам этих проверок выявлено значительное количество нарушений в отрасли.

Более года правительство реализует реформу государственного контроля и надзора, и мы в формате постоянного диалога и с экспертами, и общественными организациями стараемся найти форматы, при которых повышалось бы качество продукции, реализуемой в стране. В 2015 году президент впервые обозначил проблему некачественного топлива и дал соответствующие поручения. По даннымконтрольных мероприятий, более 20 процентов топлива реализовывалось с отклонением от стандартов технического регламента. За последние два года в результате масштабных мероприятий государственного контроля нам удалось сократить цифру в обороте некачественного топлива до 11% в текущем году. В ближайшие годы можно достигнуть показателя в 1% некачественного топлива на наших заправках. Это невозможно обеспечить только силами госконтроля, и отрадно, что развиваются элементы общественного контроля», — сказал Михаил Абызов.

Говоря о правильном балансе карательных и стимулирующих мероприятий, министр отметил, что, ужесточая порядок регулирования, нельзя приводить к ситуации, когда заниматься этим бизнесом станет невыгодно. Необходимо выстроить эффективную систему государственного контроля, чтобы она была не избыточной с точки зрения нагрузки на предпринимателя и не приводила к удорожанию качественного топлива, но при этом чётко защищала интересы граждан, не допускала оборота контрафактного топлива.

С одной стороны, мы хотим, чтобы была конкуренция, чтобы возможностей заправить автомобиль было как можно больше, а для этого наши контрольные функции не должны приводить к тому, что бизнес будет прогорать. С другой стороны, мы не должны быть терпимыми и допускать возможность использования некачественного топлива с тем, чтобы "серый" бизнес нечестным образом зарабатывал на потребителе», — заметил министр.

Росстандарт, в свою очередь, разработал комплекс мер по повышению качества топлива на рынке. Среди них — введение оборотного штрафа для организаций, реализующих фальсифицированное топливо, введение требования по паспортизации топлива с испытаниями на нефтебазах перед отгрузкой в розницу, а также введение системы отслеживания топлива от НПЗ до конечного потребителя.

Массовые проверки, которые мы проводили в 2015 году, позволили нам существенно снизить объём суррогатного топлива на рынке. Сейчас мы обратились в правительство повторно за тем, чтобы провести новый рейд по качеству топлива», — отметил глава Росстандарта Алексей Абрамов.

Что касается размера штрафа, то пока между Росстандартом и Российским топливным союзом дискуссия продолжается. Считать его от объёма топлива, по которому выявлено нарушение, или налагать штраф в размере 1 процента от общей выручки продажи всех видов топлива — ещё предстоит определиться. На данный момент так называемый законопроект об оборотных штрафах, направленный на то, чтобы экономически демотивировать деятельность по продаже некачественного топлива, внесён в Госдуму и принят в первом чтении. При выявлении суррогатного топлива им предусматривается назначение наказания в зависимости от выручки предприятия за весь год. И размер штрафа предлагается установить на уровне одного процента.

При этом руководитель Роскачества Максим Протасов обратил внимание на проблему недостаточного количества аккредитованных лабораторий, причиной чего является низкий спрос на исследование топлива.

На прошлой неделе Роскачество заключило соглашение с Росстандартом, и в следующем году мы присоединимся к работе по исследованию топлива. Мы надеемся, что наша совместная работа с Росстандартом и другими организациями приведёт к тому, что лабораториям станет выгодно аккредитовываться и проводить объективные, честные испытания», — сказал Протасов.

Михаил Абызов, в свою очередь, предложил разработать систему контроля качества топлива, которую можно было бы использовать на каждой заправке, в каждой ёмкости хранения топлива — чтобы человек, подъехав на заправку, мог, к примеру, увидеть показатель октанового вещества, объёмов примесей с помощью моментальной системы анализа и измерения на заправке. При такой публичной и прозрачной системе оценки вопрос контроля качества топлива отпал бы сам собой.

Если при входе на заправку будет висеть знак "Внимание! Здесь была зафиксирована продажа некачественного топлива", человек не станет заправляться на такой заправке. И если принять соответствующее государственное решение и ввести такие объявления в практику, это сильно отрезвит недобросовестных предпринимателей. Такие маркеры, значки о случаях продажи некачественного топлива можно внедрить и в мобильные приложения, поисковые системы», —сказал министр.

Что же касается оказания помощи автовладельцам, которым все же не повезло приобрести суррогатное топливо, в результате чего пострадал автомобиль, министр предложил разработать специальный навигатор.

Необходимо создать удобный навигатор, который поможет водителю, купившему некачественное топливо, оперативно сориентироваться — куда обращаться, какая организация может оказать ему поддержку, причём как во внесудебном, так и в судебном урегулировании. В идеале этот навигатор автомобилисты могли бы скачивать на мобильный телефон. И, столкнувшись с такими ситуациями, знали бы,как себя вести», — подчеркнул Абызов.

По итогам обсуждения Михаил Абызов также предложил составить полный реестр предложений участников дискуссии, что стало бы моделью «дорожной карты» по борьбе с некачественным топливом, уточнить методики и техрегламенты, чтобы провести повторную кампанию «контрольных закупок», а в начале февраля подвести её итоги и зафиксировать долгосрочные задачи для ответственных органов власти. Что касается крупных производителей, необходимо подключиться к их лабораториям контроля в режиме постоянного получения данных и результатов внутрикорпоративных анализов, таким образом за счёт современных технологий реализовать новый формат дистанционного госконтроля.


Все события