Методрекомендации по открытости региональных госорганов прошли первое обсуждение в субъекте РФ

11 Ноября 2017

Методические рекомендации по реализации принципов и механизмов открытости в работе органов государственной власти и местного самоуправления субъектов РФ, разработанные по поручению председателя правительства Дмитрия Медведева на площадке Открытого правительства, прошли первое общественное обсуждение — на площадке Общественной палаты Самарской области. Рекомендации по повышению открытости, уже несколько лет внедряемые в федеральных органах власти, теперь адаптированы для применения в субъектах РФ. Предполагается, что документ будет утверждаться на уровне указа губернатора и учитывать специфику того или иного региона.

Основные принципы и механизмы открытости, которые прошли апробацию за последние 5 лет на федеральном уровне, теперь должны стать правилами жизни для региональных властей, чтобы институт общественного диалога развивался "на местах". Формирование системы Открытого правительства началось в 2011 году. Сегодня, с одной стороны, можно подводить промежуточные итоги, а с другой — обсуждать задачи на будущее. Когда принималось решение о создании этой системы, и президент РФ, и председатель правительства сразу определили, что у нас не должно быть специального открытого министерства. Необходимо, чтобы открытыми были все министерства без исключения», — сказал министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Министр напомнил, что сейчас под эгидой Открытого правительства и Общественной палаты идёт совершенствование института общественных советов, которое позволит обеспечить общественный контроль при принятии решений. Работа ведомств становится более прозрачной, нормативно-правовые акты становятся более понятными для простых обывателей, а ведомства, несмотря на сопротивление, раскрывают информацию о своей деятельности. В идеале каждому министерству и ведомству надо определить 3-5 актов, которые важны для граждан и являются общественно значимыми. Их прежде всего и надо переводить на понятный для каждого язык, считает министр.

По многим показателям и по методологической базе внедрения механизмов открытости Россия, как отметил Михаил Абызов, уже сильно опередила зарубежных коллег. Например, в части открытости госзакупок, в части публикации НПА. Общественные советы — это российское ноу-хау. По открытым данным Россия за последние несколько лет сильно продвинулась в мировых рейтингах — с 98 на 41 место, и во многом это заслуга работы правительственного Совета по открытым данным. При этом, по словам министра, Россия пока отстаёт от других стран по внедрению сервисов, позволяющих урегулировать различные жизненные ситуации.

Мир переходит к системе коммуникаций от жизненной ситуации. Человеку не интересно, какая информация вывешена на сайте ведомства, человек хочет решить свою проблему и получить сервис, благодаря которому он повысит качество своего быта, качество своей жизни. Если ему надо поменять прописку, поменять квартиру, переехать в другой город, получить пособие на ребёнка, он должен иметь простой и интерактивный сервис, позволяющий в 3 клика получить эту услугу», — подчеркнул Михаил Абызов.

Реализация таких проектов, как благоустройство дворовых территорий и общественных пространств, повышение безопасности дорог, должна, по мнению Михаила Абызова, в первую очередь обсуждаться на площадках региональных общественных палат. Именно они должны стать основой для поиска баланса мнений, уверен министр. Предполагается, что региональные общественные палаты, согласно поручению президента РФ, также будут формировать общественные советы для независимой оценки качества социальных услуг.

Министр также поручил аппарату правительства разобраться с механизмом работы общественных контролёров в сфере ЖКХ. По словам одного из участников обсуждения, в Самарской области подготовлено около 500 таких контролёров, однако они до сих пор не могут приступить к работе.

Успех в сфере открытости и понятности работы госорганов на 80% зависит от руководителя ведомства или региона, от той культуры, которую он формирует.

Те, кто понимают, что новая система взаимодействия и общественного диалога с профессиональным сообществом — это вовлечение в принимаемые решения экспертных организаций, клиентов госполитики, — получают более высокое качество решений и совершенно иной уровень общественного доверия к ним», — отметил Михаил Абызов.

Председатель Общественной палаты Самарской области Виктор Сойфер поблагодарил Михаила Абызова за огромную работу по созданию методрекомендаций для регионов. Значительное повышение открытости органов власти отметил и врио вице-губернатора области Дмитрий Овчинников.

Есть объективные процессы движения страны к открытости власти. Но нужно признать, что любые объективные процессы без модератора невозможны. Мы видим, как Открытое правительство и система, которую вы создали, позитивно влияет на эти процессы. Уже принят ряд системных документов. В нашем регионе принимаются государственные программы по максимальному включению людей в процесс принятия решений», — сказал он.

Эти методрекомендации, по сути, направлены на то, чтобы в органах власти, не привлекая дополнительных бюджетных средств, можно было бы повысить качество и эффективность деятельности служащих, задействуя инициативу общественности, привлекая к обсуждению решений профессиональные и экспертные сообщества, пояснила старший научный сотрудник Высшей школы экономики Наталья Дмитриева.

Для реализации принципов открытости министерствам и ведомствам в регионах рекомендуется размещать информацию о своей деятельности в интернете, обеспечить возможность работы с открытыми данными, представлять в понятном виде нормативно-правовые акты и прочие документы, вовлекать граждан в общественное обсуждение готовящихся решений. Также предполагается взаимодействие органов власти с созданными при них общественными советами, совещательными, экспертными и консультативными органами, организация работы с референтными группами, формирование публичных деклараций целей и задач госорганов, проведение независимой антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов, информирование о работе с обращениями граждан и организаций и обеспечение работы со средствами массовой информации, социальными сетями и интернет-форумами.

Для повышения понятности нормативно-правовых актов регионам предлагается использовать текстовые пояснения, наглядные графические, аудио- и видеоматериалы и интеллектуальные карты. Кроме того, в документе есть конкретные рекомендации, как правильно строить и оформлять пояснительные материалы, чтобы они были максимально понятны для каждого человека. В методрекомендациях предлагается создать механизм интерактивного обсуждения с гражданами концепций проектов нормативных правовых актов в сети Интернет, а при выявлении значительного количества проблем — организовывать дискуссионные клубы, чаты и вебинары. Публичность деятельности общественного совета может поддерживаться созданием при нём специализированной интернет-площадки или интерактивного общественного совета, состоящих из экспертов в различных сферах деятельности, жителей различных регионов и представителей разных социальных слоёв.

В документе рекомендуется совершенствовать технологию работы с запросами журналистов: отказаться от практики предоставления официальных запросов по факсу и использовать для этого электронную почту, различные электронные сервисы и каналы телефонной связи для оперативного обмена информацией. Для сотрудников пресс-служб при этом могут быть разработаны единые квалификационные требования, в том числе к коммуникативным навыкам, культуре открытости, оперативности подготовки комментариев.

Проект методических рекомендаций по поручению председателя правительства пройдёт общественные слушания с привлечением региональных общественных палат, после чего будет вынесен на рассмотрение Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства.


Все события