Надзорные органы отчитаются об актуализации и оптимизации требований к бизнесу

2 Ноября 2017

Надзорные ведомства должны отчитаться о принятых мерах по оптимизации требований, которые предъявляются бизнесу. Также они должны будут представить информацию о том, как идёт актуализация нормативных актов, в которых эти требования содержатся. Кроме того, госорганам предстоит до 15 декабря подготовить списки нормативных актов времён СССР и РСФСР, в которых содержатся запрещённые к проверке требования. Такие поручения дал куратор реформы госконтроля, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов по итогам заседания правительственной подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти.

По данным Минюста, не все надзорные ведомства качественно выполняют пункты «дорожной карты» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности на 2016-2017 годы, связанные с пересмотром и актуализацией требований. К разряду отстающих причислены Минприроды, Минстрой, Минтранс, Минтруд, Роспотребнадзор, Роструд, ФМБА, Россельхознадзор и Росрыболовство. Надзорным ведомствам поручено до 1 декабря отчитаться в Минюст о разработке планов-графиков по исключению устаревших, избыточных и дублирующих требований.

При этом Минпромторгу, МЧС, Росздравнадзору, Росприроднадзору, Россельхознадзору, Ростехнадзору и Ространснадзору необходимо до 15 ноября отчитаться в Минэкономразвития о мерах, которые они приняли по оптимизации обязательных требований, в том числе по отмене неэффективных и избыточных требований к бизнесу.

Кроме того, федеральным органам исполнительной власти поручено направить в Минэкономразвития перечни нормативных актов времён СССР и РСФСР, в которых содержатся обязательные требования, запрещённые к проверке с 1 июля 2017 года, а также план их отмены. Соответствующая норма была введена в 294-ФЗ о защите прав предпринимателей в июле 2016 года, на её выполнение надзорным ведомствам был отведён год. Некоторые исключения были сделаны для Минтруда.

У вас есть анализ, как ведомства этим воспользовались? За год они должны были либо пересмотреть соответствующие нормы, либо отменить их. Представьте анализ, сколько требований и актов существовало и сколько из них надзоры перестали проверять, сколько актов было пересмотрено. Все понимают, что если завтра по требованиям, которые не отменили и которые по закону нельзя проверять, произойдёт какое-то несчастье, то Следственный комитет увидит в этом бездействие и халатность», — предупредил Михаил Абызов.

Также министр поручил подготовить списки нормативных актов, которые должны быть актуализированы, если будет решено запретить проверку требований, установленных до 2010 года – даты введения процедуры ОРВ. С такой инициативой ранее выступило Минэкономразвития.

Обобщённые предложения по дальнейшей актуализации требований к бизнесу Минэкономразвития подготовит до 15 февраля 2018 года.

Кроме того, Минэкономразвития с участием Генпрокуратуры должно, согласно поручению Михаила Абызова, до 1 декабря представить предложения по совершенствованию Единого реестра проверок proverki.gov.ru. Этот интернет-ресурс, работу которого курирует Генпрокуратура, заработал с 1 июля 2015 года. Его создание позволило существенно повысить прозрачность контрольно-надзорной деятельности и уменьшить риски необоснованных визитов контролирующих органов к предпринимателям. С 1 июля 2016 года в нём собирается информация не только о федеральных проверках, но и о региональных, а также об их результатах.

В срок до 15 ноября госорганам, наделённым контрольно-надзорными полномочиями, а также ведущим деловым объединениям и бизнес-омбудсмену Борису Титову нужно представить свои рекомендации по доработке реестра, в том числе с точки зрения удобства работы с системой для предпринимателей.

Нужно собрать все замечания и кляузы на качество работы системы и создать своего рода "книгу жалоб и предложений". Критерии оценки должны быть простыми: удобство интерфейса, скорость работы системы, совместимость "личных кабинетов" с первоначальными данными. Мы должны провести "боевое"испытание всех систем, связанных с ЕРП, чтобы бизнес сказал своё слово, чего ему не хватает. Несвоевременное раскрытие какой информации может нанести ущерб бизнесу? Ваша задача — подготовить целостное представление о развитии Единого реестра проверок и смежных систем для удовлетворения запросов конкретных референтных групп пользователей», — сказал Михаил Абызов.

Не все надзорные ведомства готовы к тому, чтобы информация об их проверках заносилась в реестр. Так, ФНС и Минфин говорят о нецелесообразности включения в ЕРП информации о налоговых проверках, поскольку это, по мнению чиновников, будет свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика и возможных правонарушениях в его работе, а значит, приведёт к имиджевым рискам. Подкомиссия с этой позицией согласилась. В то же время Минфину и ФТС поручено подготовить предложения о размещении в реестре проверок информации о таможенных проверках.

Одно из принципиально важных направлений реформы госконтроля — внедрение риск-ориентированного подхода при проведении проверок. В перспективе с учётом рисков будут осуществляться не только плановые, но и внеплановые проверки. Для этого надзорные органы должны разработать индикаторы риска нарушения обязательных требований. В рамках этой работы такие предложения поручено подготовить Минкомсвязи и Роскомнадзору. Затем они пройдут обсуждение с представителями бизнес-сообщества.

В рамках совершенствования контрольно-надзорной деятельности надзорные ведомства должны проводить научно-исследовательские работы в области внедрения риск-ориентированного подхода. В большинстве случаев НИР проводятся без учёта сроков реализации «дорожной карты» по совершенствованию госконтроля, рассчитанной на 2016-2017 годы. В значительной части работ отсутствует анализ практики и статистических данных, что делает эти исследования скорее теоретическими. Положительные практики эксперты отмечают у Ространснадзора, МЧС, Росприроднадзора и Ростехнадзора, их предложено рекомендовать остальным ведомствам.

Основная задача этих НИРов — получить приборную панель, статистику показателей результативности работы надзорных ведомств, чтобы можно было более качественно управлять рисками и прогнозировать планы по надзорной деятельности. Без цифр и статистики мы находимся в абсолютном вакууме», — отметил Михаил Абызов.

Министр поручил сформировать в открытом доступе библиотеку лучших практик научно-исследовательских работ в области риск-ориентированной контрольно-надзорной деятельности и учесть эти наработки при подготовке Стандарта зрелости ведомственных систем управления рисками. Стандарт разрабатывается в рамках приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности, которая реализуется под эгидой Открытого правительства.


Все события