Антикоррупционные планы ведомств стали лучше, но всё ещё достаточно формальны

12 Октября 2017

В третьем квартале 2017 года ситуация с раскрытием информации о том, как выполняются министерствами и ведомствами планы противодействия коррупции, улучшилась и может быть оценена как удовлетворительная. Тем не менее, всё ещё прослеживается формальный подход к исполнению поручений Президента РФ по борьбе с коррупционными проявлениями. Об этом свидетельствуют результаты ежеквартального мониторинга, который провёл Экспертный совет при правительстве РФ.

Согласно указу главы государства об утверждении Национального плана противодействия коррупции на 2016–2017 годы, руководители федеральных органов госвласти должны были до 15 мая 2016 года внести в ведомственные планы противодействия коррупции изменения, направленные на достижение конкретных результатов в части предотвращения коррупции. Председатель правительства, в свою очередь, поручил Минтруду и министру РФ по вопросам Открытого правительства Михаилу Абызову совместно с Экспертным советом при правительстве РФ ежеквартально, начиная с 1 октября 2016 года, обеспечивать контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных этими планами.

По состоянию на третий квартал 2017 года из 53 министерств и ведомств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство, только у Федерального дорожного агентства на официальном сайте не удалось найти антикоррупционный план на 2016–2017 годы. У трёх органов власти размещены старые планы с внесёнными изменениями. Такая же ситуация была и во втором квартале. Отчёты об исполнении планов за 2016 год разместили на своих сайтах 25 министерств и ведомств – на 3 больше, чем в прошлом квартале.

Национальный план противодействия коррупции на 2016–2017 годы был утверждён президентом РФ Владимиром Путиным 1 апреля 2016 года. В документе нашли отражение многие предложения Экспертного совета при правительстве РФ. Министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов и Экспертный совет при правительстве РФ в рамках реализации нацплана принимают активное участие в организации мероприятий по профилактике и предотвращению коррупционных проявлений среди государственных служащих — от антикоррупционного просвещения госслужащих, повышения их персональной ответственности и унификации антикоррупционных стандартов для сотрудников компаний с госучастием до контроля реализации мер по предотвращению конфликта интересов и разработки соответствующих методрекомендаций.

Правительство внедряет механизмы, которые предотвращают возможность проявления коррупционных преступлений. Для этого в рамках задач, поставленных Президентом, мы ежегодно обновляем коррупционные профили ведомств. Смотрим, где проявления коррупции наиболее масштабно фиксируются, где характер государственной службы и принятие государственных решений имеет наибольшие риски коррупционных проявлений. И по этим точкам, связанным с распоряжением денежных средств, принятием кадровых решений, операциям с активами – по этим элементам Правительство разрабатывает механизмы по снижению коррупционных рисков. При этом крайне важно изменять культуру государственной службы. От того, как работает чиновник, должно зависеть его будущее пенсионное обеспечение. Даже смотреть в сторону коррупции для него должно быть крайне болезненно с точки зрения репутации», - говорит Михаил Абызов.

Противодействие коррупционным проявлениям стало одним из направлений приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности, которую курирует Михаил Абызов. В июле проектный комитет реформы утвердил методические рекомендации, разъясняющие сотрудникам надзорных органов, как минимизировать риски коррупции в их работе. Комплексную оценку коррупционных рисков рекомендуется проводить раз в 2-3 года. На основе этой оценки должна быть разработана карта коррупционных рисков, актуализировать её необходимо будет как минимум раз в год.

Антикоррупционные методрекомендации для надзорных органов – это логичное продолжение уже применяемых на протяжении 3 лет общих рекомендаций по оценке коррупционных рисков. Однако в новом документе заложен более углублённый подход к оценке рисков, учитывающий специфику контрольно-надзорных органов. Методрекомендации, как ожидается, позволят минимизировать формальный подход при составлении ведомственных планов по противодействию коррупции.

Это шаг вперёд относительно той работы, которую мы ведём в рамках президентского нацплана по противодействию коррупции, который предписывает всем ведомствам иметь антикоррупционные планы», — считает Михаил Абызов.


Все события