Безопасность пешеходов обсудили в формате Открытого правительства

3 Октября 2017

За последнее десятилетие смертность на российских дорогах существенно снизилась — с 33 до 20 тыс. человек в год. Но она всё ещё остаётся на неприемлемо высоком уровне, а наиболее уязвимыми участниками дорожного движения являются пешеходы. В правительстве ставят задачу добиться нулевой смертности от ДТП. Для этого необходима качественная нормативная база, современная дорожная инфраструктура, а также повышение культуры среди пешеходов, в особенности детей. Вопросы обеспечения безопасности на пешеходных переходах обсуждались 3 октября в формате Открытого правительства — с участием представителей госорганов, общественных организаций, экспертов дорожно-транспортной сферы, а также журналистов. Провести такое публичное обсуждение ранее поручил первый заместитель председателя правительства Игорь Шувалов.

С 2012 года, когда были установки президента, что нам надо улучшить ситуацию на дорогах, у нас действительно огромные, хорошие результаты. Но эти результаты всё равно с жертвами и с покалеченными людьми. Мы каждый год демонстрируем улучшения, но ситуация по-прежнему очень тяжёлая. Нам надо взять за основу совсем другую цель. Это нулевая терпимость к смертности и увечьям на дорогах. Чтобы это были исключительные случаи, и каждый раз эти случаи должны разбираться и обществом, и государственными органами. Для следующего политического цикла задача вполне достижимая», — сказал Игорь Шувалов.

По уровню смертности и травматизма на дорогах Россия пока существенно отстаёт от лучших международных стандартов, констатировал министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. В рамках приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности, в которой среди прочих ведомств участвуют Ространснадзор и МВД, этот разрыв будет сокращён.

В рамках деятельности государственной инспекции по безопасности дорожного движения и Ространснадзора мы поставили задачу до 2024 года смертность на дорогах сократить более чем в 2 раза. Сегодня уже пришла пора говорить о задаче достижения нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях. Травматизм и ДТП с участием пешеходов становятся для нас одним из приоритетов по борьбе. Это зависит и от правительства — с точки зрения установления новых правил и требований, и от организации дорожного движения, от участников дорожного движения и отношений между ними», — отметил министр.

По статистике прошлого года, 33% пешеходов (19,5 тыс. человек) были сбиты именно на пешеходных переходах, при этом по вине самих пешеходов происходит лишь 12% ДТП, рассказал председатель межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов. Новости на телеканалах о ДТП и их последствиях, по его мнению, оказываются гораздо эффективнее, чем любая социальная реклама. Поэтому граждане всё чаще предпочитают переходить дорогу по правилам. В группе риска — дети. Им, по мнению участников обсуждения, нужно прививать культуру безопасного поведения на дороге в ежедневном формате. А обезопасить пешеходов в тёмное время суток помогут светоотражающие элементы на одежде.

Союз пешеходов заказал разработку национального стандарта светоотражающих изделий для пешеходов. Мы ожидаем от правительства, что эти изделия будут включены в перечень продукции, которая подлежит обязательной сертификации», — сообщил Владимир Соколов.

Руководитель программы «Главная дорога» Илья Скрябин, в свою очередь, предложил сделать светоотражатели обязательными в городах, а не только за их пределами. А Росстандарту и Минпромторгу — обеспечить постепенный переход на применение светоотражающих элементов в детской верхней одежде, как это уже происходит за границей. Михаил Абызов идею поддержал, а прививать нормы поведения на дороге юным пешеходам предложил в регулярном режиме.

Детские светоотражатели — во-первых, это прикольно. Мы должны делать всё, чтобы культура безопасности стала модной среди детей. И тогда через 15-20 лет мы будем иметь другую культуру всех участников дорожного движения. Недостаточно двух часов преподавания дорожной безопасности в школе. Лучше говорить об этом каждую неделю по минуте, и тогда это станет частью их повседневной жизни, их культуры», — сказал Михаил Абызов.

Увеличение количества учебных часов не изменит ситуацию, обучение должно быть частым, обыденным и ненавязчивым, сказал, в свою очередь, Игорь Шувалов.

Также участники дискуссии обсудили необходимость повышения штрафов за нарушения на пешеходных переходах. Для водителей сейчас размер штрафа составляет 1,5 тыс. рублей, для пешехода — 500 рублей, либо инспектор может ограничиться предупреждением.

Мы видим, что многие нарушения сегодня совершаются именно водителями, но подход к выявлению таких нарушений субъективный. Эффективность будет ещё больше и меры наказания — правильнее, когда мы будем использовать фото-, видеофиксацию нарушений. И тогда уже ответственность, конечно, должна пропорционально возрастать», — считает начальник Госавтоинспекции МВД Михаил Черников.

Граждане, как ожидается, смогут самостоятельно фиксировать нарушения и сообщать о них в ГИБДД, чтобы нарушитель понёс заслуженное наказание. Соответствующие поправки в КоАП, по словам Михаила Абызова, будут рассматриваться в ближайший четверг, 5 октября, на заседании правительства.

Законопроект направлен на внедрение инструментов и механизмов "народного инспектора". Предполагаем, что в ближайшее время все нарушения на дорогах могут фиксироваться мобильными устройствами и видеофиксаторами участников дорожного движения. И это послужит основанием для соответствующих административных взысканий. Агрессивное вождение, создание опасности для участников дорожного движения — это можно будет фиксировать с помощью видеозаписи, отправлять через портал государственных услуг на централизованный ресурс», — пояснил министр.

Помогать фиксировать нарушения, по мнению Михаила Абызова, могли бы и таксисты, автомобили которых оснащены видеорегистраторами. Министр предложил им подумать над математическим алгоритмом автоматического анализа видеопотока с регистраторов и дальнейшего направления данных в ГИБДД. Так на дорогах появятся десятки тысяч агентов безопасности дорожного движения, уверен он.

Набирающие популярность сегвеи эксперты предложили отнести к категории транспортных средств и прописать в ПДД, а их владельцев не относить к числу пешеходов.

Для безопасности пешеходов нужны удобные и правильно спроектированные дороги, современная дорожная инфраструктура и понятные правила организации дорожного движения, подчеркнул основатель проекта «Страна без глупостей» Дмитрий Терновский.

В крупных городах уже создаётся «умная» дорожная инфраструктура: светофоры с отсчётом времени, подсветка переходов, новые дорожные знаки, приподнятые пешеходные переходы, «островки безопасности». Большинство таких решений активно внедряется в Москве. На улицах, которые в прошлом году подверглись реконструкции, число ДТП с пострадавшими снизилось более чем на 50%. Снижение смертности и аварийности в ДТП с пешеходами в Москве в 2016 году составило 14% по отношению к 2015 году, отметил руководитель Центра организации дорожного движения Москвы Вадим Юрьев.

Госдумой в первом чтении принят проект федерального закона об организации дорожного движения, в котором, в том числе, отражены вопросы разработки комплексных схем организации дорожного движения. Кроме того, Минтранс разработал и направил в регионы методические рекомендации о снижении скоростного режима на дорогах. Работа над благоустройством пространств, создание приоритета для пешеходов и снижение скорости для водителей — должны быть в числе приоритетных направлений, считают в министерстве.

Основные резервы — в применении инноваций, развитии институций и инфраструктуры, считает директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. По его мнению, в части инноваций и инфраструктуры Россия уже достаточно продвинулась, а с институциями есть проблемы.

По словам Михаила Абызова, по результатам публичных слушаний будут выработаны рекомендации по изменению нормативно-правового регулирования, принятию новых актов, направленных на повышение безопасности на дорогах. Практика публичных обсуждений будет продолжена, подчеркнул министр.

Резонансные нормативно-правовые акты и законопроекты, касающиеся, в том числе, безопасности на дорогах, регулярно выносятся на общественное обсуждение. Такой формат работы над документами уже доказал свою эффективность. Так, 31 марта 2016 года по поручению Дмитрия Медведева в формате Открытого правительства прошло обсуждение поправок в Правила дорожного движения, вводящих термин «опасное вождение». Соответствующее постановление правительства было доработано с учётом мнений и предложений участников дискуссии и подписано главой правительства. А для разъяснения нововведений под эгидой Открытого правительства был запущен портал с видеороликами, наглядно демонстрирующими наиболее яркие примеры «опасного вождения». В Госдуме прошёл первое чтение законопроект, вводящий штраф за «опасное вождение» в размере 5 тыс. рублей.


Все события