Следующий год станет ключевым в перестройке надзорных органов

19 Сентября 2017

Количество плановых проверок в отношении бизнеса стабильно снижается, однако предприниматели всё ещё страдают от избыточных внеплановых проверок и давления со стороны правоохранительных органов. Реализация приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности, которую курирует министр РФ Михаил Абызов и в которой активное участие принимают Минэкономразвития, Генпрокуратура и всё предпринимательское сообщество, поможет существенно изменить ситуацию уже в следующем году. Так, будет внедрён полноценный риск-ориентированный подход при проведении проверок, кардинально изменятся показатели эффективности инспекторов, а сами инспекторы пройдут дополнительное обучение. Об этом шла речь на круглом столе «Взаимодействие правоохранительных органов и бизнеса» в рамках юбилейного форума «Опоры России».

Следующий год для нас будет ключевым в перестройке работы надзорных ведомств. Основные направления политики мы сформировали, обеспечили их нормативно. Сейчас крайне важно, как это будет реализовываться в конкретных ведомствах и, самое главное, "на земле" — в регионах. Я обращаюсь ко всем участникам с просьбой принимать участие в мероприятиях по анализу правоприменительной практики территориальных органов контроля и надзора и в постоянной, регулярной оценке уровня административного давления и неэффективных расходов бизнеса, связанных с надзорными мероприятиями. Соответствующую методику мы утвердили, она доведена до регионов. Мы с федеральным штабом "Опоры России" будем этот процесс сопровождать», — сказал Михаил Абызов.

Министр сообщил, что индекс административной нагрузки на бизнес со стороны надзорных ведомств был разработан с привлечением делового сообщества, он опубликован в открытом доступе. Рано или поздно, как напомнил Михаил Абызов, у инспектора должно появиться два показателя эффективности: сокращение ущерба и вреда и качество развития бизнеса в соответствующей отрасли. Начиная со следующего года все надзорные ведомства будут руководствоваться таким КПЭ, как сокращение причинённого вреда, а показатели, характеризующие количество штрафов и проверок, останутся лишь индикаторами для отслеживания нагрузки на инспекторский состав. При этом расход бюджетных ассигнований на всю систему контроля и надзора, по мнению Михаила Абызова, нужно оптимизировать.

У нас нагрузка на одного инспектора и финансирование одного и того же вида контроля и надзора на сопоставимых территориях отличается в разы. По историческому принципу "сильные хозяйственники выбивают себе фонды", в итоге у нас где-то пусто, где-то густо. Мы могли бы оптимизировать эту систему и в целом рационализировать расходы, в том числе бюджетных ассигнований, на всю систему контроля и надзора. А она огромная, 125 тыс. человек работают в контроле и надзоре на федеральном и региональном уровнях. Подавляющее большинство из них, 90 тыс., в федеральных надзорных ведомствах. В структуре правительства функционируют 44 ведомства, которые обладают надзорными полномочиями. Порядка 190 видов контроля и надзора проверяют выполнение 2 млн требований», — сказал Михаил Абызов.

Министр также обратил внимание на необходимость повышения зарплат инспекторского состава, сейчас они составляют всего 15-20 тыс. рублей. Резерв, по его словам, может быть высвобожден за счёт информатизации надзорной деятельности и последующего перераспределения персонала. Квалификацию контролёров также предстоит повысить для того, чтобы они справились с работой в новых условиях. В следующем году «ручное» обучение пройдут 5 тысяч инспекторов федерального уровня, которых отберут по конкурсу. По словам Михаила Абызова, в общей сложности программой обучения за год будет охвачено 50 тыс. инспекторов.

Ещё одна важная задача — ревизия обязательных требований, которые должен выполнять бизнес. Этим занимаются 20 рабочих групп Общественно-делового совета, в который входят представители деловых объединений. Первые три «дорожные карты» по внесению необходимых изменений в нормативную базу уже подготовлены, сообщил министр.

От сплошных проверок позволит уйти риск-ориентированный подход. Порядка 20 постановлений правительства и изменений в закон, регламентирующих его практическое внедрение в конкретных видах госконтроля, будут выпущены в течение месяца, заявил Михаил Абызов.

Отдельная задача, которую поручил решить глава государства, — сокращение внеплановых проверок.

За последние два года на федеральном уровне совместно с Генеральной прокуратурой нам удалось сократить количество плановых надзорных мероприятий в среднем на 30%. По пожарному надзору, который является одним из передовых, на 2017 год было запланировано 90 тыс. проверок, а в 2016 году их было 145 тыс., сокращение составило почти 40%. Плановые проверки сократились с 1 млн до 450-480 тыс. Общее число проверок при этом не падает», — констатировал министр.

Согласно поручению президента, число внеплановых проверок должно составлять 30% от числа плановых. Сейчас, по данным Михаила Абызова, речь идёт о 200%. При этом около 60% внеплановых проверок связаны с фактами контроля за исполнением ранее выданных предписаний, они могут быть переведены в разряд плановых.

Внеплановые проверки — это одна из наиболее острых проблем, согласился заместитель генерального прокурора Александр Буксман.

Сейчас существует множество способов, чтобы их организовать. Более половины проверок мы отсекаем ввиду их безосновательности. Но в орбиту прокурорского надзора попадает всего 3% внеплановых проверок. Более двух десятков контролирующих органов не обязаны идти к прокурору за согласованием внеплановых проверок. Мы подготовили законопроект, в котором предложили расширить число ведомств, которые должны обращаться в прокуратуру за санкционированием внеплановых проверок. Он находится в правительстве», — сказал он.

В правительстве также обсуждаются варианты решения проблемы административных расследований, эта задача поставлена премьер-министром Дмитрием Медведевым.

«Моя позиция заключается в том, чтобы приравнять расследования по своей процедуре к внеплановым проверкам с тем, чтобы получать на них санкции прокуратуры. 80% административных расследований — это тот же самый формат внеплановых проверок. Но когда я открываю регламент административных расследований, там есть, например, истории с опросом, с дознаниями, которые нужны. Важно сохранить смысл административных расследований. Мы будем стараться придумать простой механизм с тем, чтобы коллеги могли реализовать те задачи, которые у них есть», — подчеркнул Михаил Абызов.

По мнению замглавы Минэкономразвития Саввы Шипова, административные расследования должны проводиться только в случае, если до них была проведена проверка, в ходе которой были выявлены нарушения требований законодательства.

Принципиальное отличие нынешней реформы госконтроля от предыдущих попыток реформирования, по мнению Саввы Шипова, в том, что её проводит не одно ведомство, а целая команда правительства: 4 министерства-методолога, 12 контрольно-надзорных ведомств и все субъекты РФ.

Мы почувствовали, что люди в конкретных контрольно-надзорных органах начинают жить этим проектом, уделять ему много времени. Конкретный результат — это то, что сейчас по массовым видам контрольно-надзорной деятельности подготовлен риск-ориентированный подход. Да, первый шаг только по плановым проверкам, но тем не менее это огромный шаг вперёд. Так же как работа по оценке эффективности, которая позволит перенастроить и изменить сознание людей, их понимание, ради чего они работают. "Палочная" система однозначно ведёт в тупик любой контроль и надзор. Но чтобы изменения произошли, должна измениться среда. Появляются новые инструменты, меняются институты, а среда не меняется», — считает замминистра экономики.

По его мнению, нужно более радикально посмотреть на проблему. Так, с 1 июля уже запрещено проверять требования, содержащиеся в советских нормативных актах. Минэкономразвития предлагает сделать следующий шаг — и акты, которые были выпущены до 2000 года, либо перевести в новые документы, либо запретить к применению надзорными органами.

Давление со стороны правоохранительных органов имеет для предпринимателей не меньшее значение, чем давление со стороны контрольно-надзорных ведомств, подчеркнула вице-президент «Опоры России» Марина Блудян.

Для предпринимателей давление как административное, так и уголовное — оно одинаково. Мы его воспринимаем как единое давление, и именно оно влияет на предпринимательский климат и предпринимательскую активность. Именно это является для предпринимателя решающим в вопросе — начинать бизнес или нет», — сказала она.

Ряд членов организации предложили внести изменения в уголовно-процессуальное законодательство и вернуть прокурорам полномочия вмешиваться в дела хотя бы по экономическим составам.

Уровень образованности следователей сегодня, к сожалению, не так высок, как хотелось бы, подтвердил заместитель генерального прокурора Александр Буксман. Прокуратура, по его словам, двигается в направлении открытия новых каналов общения с предпринимателями, чтобы обеспечить быструю реакцию на нарушения, о которых они сообщают. Каждый год прокуратура выявляет более 200 тыс. нарушений прав предпринимателей. За прошлый год было вынесено 23 тыс. постановлений. Более 16 тыс. чиновников были привлечены к дисциплинарной ответственности, более 2 тыс. — к административной ответственности. По итогам прокурорских проверок было возбуждено 64 уголовных дела.

По итогам форума Михаил Абызов рекомендовал принять резолюцию, в которой были бы отражены особенности работы контрольно-надзорных органов с субъектами малого и среднего бизнеса. Она, по словам министра, будет восприниматься как определённый мандат на действия, которые будут приниматься для улучшения положения предпринимателей в стране.


Все события