В Новгородской области сведут к минимуму бессмысленные и неэффективные проверки

7 Сентября 2017

Новгородская область в части совершенствования работы контрольно-надзорных органов уже опередила многие регионы и намерена дальше внедрять «умные» механизмы госконтроля в работе с предпринимателями. Реализацию реформы надзорной деятельности в регионе обсудили 6 сентября в ходе публичного обсуждения правоприменительной практики МЧС по Новгородской области. В мероприятии приняли участие куратор реформы госконтроля, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, врио губернатора области Андрей Никитин и замминистра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Сергей Кададов. Как сообщил Михаил Абызов, в декабре может быть принято решение о включении в приоритетную программу новых надзорных ведомств, а принятие фундаментального закона о госконтроле ожидается до конца года.

Открытые балансовые мероприятия по итогам деятельности контрольно-надзорных органов проводятся ежеквартально на федеральном и региональном уровне в рамках приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности, которая реализуется на площадке президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Подобные обсуждения направлены на профилактику нарушений: предприниматели в диалоге с руководством надзорных органов из первых рук получают информацию о типичных выявляемых нарушениях и могут устранить их на своих объектах до прихода инспектора.

Михаил Абызов напомнил, что работа над основными подходами к реформированию контрольно-надзорной деятельности начиналась ещё в 2014 году на базе Агентства стратегических инициатив, которое тогда возглавлял Андрей Никитин. На снижение административных барьеров для ведения бизнеса и улучшение делового климата были направлены «дорожные карты» Национальной предпринимательской инициативы, которые разрабатывались при участии Открытого правительства.

Задача снижения административных барьеров и создания условий для ведения предпринимательской деятельности поставлена президентом РФ. Самое главное, чего мы должны добиться, – это сместить акцент самой философии контроля на профилактику нарушений, предотвращение ущерба и помощь бизнесу. Наша задача не в том, чтобы кого-то поймать и наказать, а чтобы у людей было понимание, какие риски нужно предотвратить в их деятельности. Добросовестный бизнес — не враг, а друг и партнёр для областной администрации. В Новгородской области создана комиссия по проведению административной реформы. Мы будем стараться максимально сократить количество бессмысленных и неэффективных проверок. Сегодня понятно, как это делать. Мы будем заниматься этим совместно с бизнесом, вместе будем оценивать качество этой работы. Отрадно, что Михаил Анатольевич Абызов и коллеги из контролирующих ведомств сегодня за эту работу взялись и слышат регионы», — отметил врио губернатора Новгородской области Андрей Никитин.

Новгородская область в части совершенствования надзорной деятельности имеет показатели выше средних показателей по России, отметил, в свою очередь, замглавы МЧС Сергей Кададов.

При высоких показателях профилактической работы общие показатели обеспечения безопасности в области также увеличились на 10-20% по сравнению с прошлым годом, что в целом подтверждает правильность данных мероприятий. Профилактика — это основная форма нашей работы. Один из наших целевых показателей — увеличение доли профилактических мероприятий до 70% от всего объёма контрольно-надзорных мероприятий», — сказал он.

Ежегодно в России по рискам, которые контролирует государство, погибает 88 тысяч человек. В странах ОЭСР этот показатель не превышает 50 тыс. Таким образом, неэффективность российской системы государственного контроля и надзора ежегодно обходится в 35-40 тысяч человеческих жизней, заметил Михаил Абызов.

Главная задача реформы, по словам министра, — повысить безопасность, качество жизни и здоровья, экономических интересов граждан и экономических субъектов. К 2024 году планируется выйти на параметры, сопоставимые с лучшими международными практиками, заявил Михаил Абызов. Исходя из уровня предотвращённого ущерба будет оцениваться и работа инспекторов.

До сих пор действовала так называемая палочная система, при которой количество проведённых проверок, встряска бизнеса без разбора и количество собранных штрафов являлось самым главным измерителем эффективности работы надзорного органа. Мы переходим на новую модель и начиная со второй половины этого года и полностью в 2018 году мы отказываемся от палочной системы по всем видам государственного контроля и надзора. Это решение принято правительством окончательно и бесповоротно, сегодня оно оформлено соответствующим постановлением по всем видам государственного контроля и надзора. Определяющими факторами станут динамика снижения причинённого вреда, например пожаров и погибших в них людей, а также материального ущерба. Надзорные органы сейчас разрабатывают соответствующие методики оценки ущерба и вреда», — сказал министр.

В рамках реформы ведётся глобальная работа по пересмотру системы обязательных требований. Активное участие в ней принимает бизнес-сообщество, в частности, Общественно-деловой совет, который возглавляет президент РСПП Александр Шохин.

Мы не принимаем ни одного принципиального решения без согласования с Общественно-деловым советом, без консультаций с ним. За 6 месяцев реализации проекта и период, который этому предшествовал, не было ни одного решения, которое принималось бы в конфликте с бизнесом, чтобы у нас были радикально расходящиеся взгляды. Мы находим компромиссы, слышим друг друга. Бизнес хорошо понимает, что не существует государства без системы государственного контроля», — подчеркнул Михаил Абызов.

Один из этапов актуализации и систематизации обязательных требований — переход на чек-листы при проведении проверок. В Новгородской области проверочные листы на региональном уровне применяются в порядке эксперимента в пожарном надзоре, в сфере природопользования и в сфере связи.

При наличии тенденции к снижению общего количества плановых проверок проблема внеплановых проверок всё ещё остаётся одной из самых актуальных для новгородского бизнеса, заметил уполномоченный по защите прав предпринимателей в регионе Юрий Михайлов.

Более половины предпринимателей, обратившихся к уполномоченному, говорят о росте их числа. Данные общероссийского опроса также подтверждают эту тенденцию. Доля столкнувшихся с внеплановыми проверками в прошлом году выросла. В 2016 году из почти 800 обращений в мой адрес поступило 50 жалоб, из них 18 относились к вопросам контрольно-надзорной деятельности. В большинстве случаев они были обоснованными», — сказал бизнес-омбудсмен.

Жалобы на надзорную деятельность МЧС при этом отсутствуют, а само ведомство в предпринимательском сообществе области считают безусловным лидером-реформатором в сфере госконтроля.

Чтобы решить проблему внеплановых проверок на уровне региона, Андрей Никитин принял решение обязать все областные контрольные органы согласовывать внеплановые проверки с ним лично.

Борьба с избыточными внеплановыми проверками ведётся и на федеральном уровне. Глава государства поручил существенно ограничить объём внеплановых проверок, чтобы они составляли не более 30% от плановых. Срок внеплановой проверки не должен будет превышать 10 дней, а предметом проверки могут быть только те требования, которые послужили основанием для её проведения. По данным, которые озвучил Михаил Абызов, за прошлый год порядка 50% из почти 2 млн заявок на внеплановые проверки были отклонены прокуратурой.

Ещё одна проблема, которую озвучили участники обсуждения, — миллионные штрафы для представителей микробизнеса, несмотря на то, что нарушения на таких предприятиях не могут повлечь ущерб жизни и здоровью. По мнению Михаила Абызова, нужно провести работу по более чёткому законодательному определению понятия «угроза жизни и здоровью».

Не инспектор определяет, является ли нарушение прямой угрозой жизни и здоровью или экономическим интересам. В законодательстве заложена очень жёсткая конструкция о том, что все требования, которые сегодня закреплены за видом контроля и надзора, охраняют жизнь и здоровье. Соответственно, их нарушение несёт угрозу жизни и здоровью. Мы находимся в очень отсталом законодательстве, которым руководствуются надзорные ведомства, инспектора и органы прокуратуры, которые нас проверяют. Задача нашего проекта — очевидно старые элементы законодательства изменить. Это потребует в том числе принятия нового закона о государственном и муниципальном контроле и надзоре, который мы разрабатывали 2 года. Сейчас мы находимся на стадии, когда он готовится к вынесению на заседание правительства. Мы надеемся на его принятие в этом году. Он более чётко устанавливает границы по таким ситуациям», — сказал министр.

Предприниматели также поинтересовались, будут ли продлены надзорные каникулы для малого бизнеса. По словам Михаила Абызова, окончательное решение не принято, но продлевать их нецелесообразно. Если объект представляет угрозу для жизни и здоровья, то нет разницы, малый это бизнес, средний или крупный, пояснил он. С внедрением «умной» и прозрачной системы госконтроля надо отказываться от элементов, которые применялись в переходном периоде для ограничения давления на бизнес, считает министр.

Участники встречи также задали вопрос, почему среди 12 ведомств — участников приоритетной программы нет Минстроя. По словам Михаила Абызова, круг ведомств, реализующих программу, может быть расширен, в том числе при получении соответствующих предложений от бизнеса.

На федеральном уровне в декабре мы должны принять решение о расширении круга участников программы по реформированию госконтроля. Мы имеем дело с очень масштабной системой. В федеральных органах госконтроля работает 90 тыс. человек, осуществляется 170 видов контроля и надзора, 44 федеральных ведомства обладают такими полномочиями. От 750 до 800 территориальных органов, которые реализуют эти полномочия в субъектах. Невозможно и неправильно было бы сразу всех их ровным строем погрузить в задачу по преобразованиям. Мы выбрали 12 из 44 федеральных ведомств, но на долю этих 12 ведомств приходится 85% проверок. Год мы с ними работаем и нарабатываем практики. Находятся на выпуске или уже выпущены 20 постановлений правительства о категориях и критериях риска и проверочных листах. Это огромная административная работа. В декабре мы должны принять решение о том, как мы будем расширять круг участников этой программы на основании опыта, который у нас есть. В то же время сейчас наша задача — сконцентрироваться на главном», — отметил Михаил Абызов.

Итоги работы надзорных ведомств на территории Новгородской области решено подвести в конце года, чтобы оценить в том числе, растёт ли количество проверок и насколько они обоснованны. Это поможет правильно поставить задачи на следующий год.

Всю информацию о ходе реформы контрольно-надзорной деятельности можно найти на портале контроль-надзор.рф.


Все события