Реформа госконтроля поможет повысить инвестпривлекательность Рязанской области

28 Июля 2017

Количество проверок, проводимых федеральным Россельхознадзором, за последние 5 лет значительно сократилось — с 90 тыс. до 22 тыс., или почти в 4 раза. Реформирование контрольно-надзорной деятельности ведомства идёт и на региональном уровне, в том числе в Рязанской области. Реформа госконтроля будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности области, рассчитывают власти региона. Правоприменительная практика управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям обсуждалась 28 июля в Рязани с участием куратора реформы госконтроля, министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова и врио губернатора Рязанской области Николая Любимова. Снижение числа проверок бизнеса не должно негативно отразиться на качестве сельхозпродукции, подчеркнули участники встречи.

Открытые балансовые мероприятия по итогам деятельности контрольно-надзорных органов проводятся ежеквартально на федеральном и региональном уровне в рамках приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности, которая реализуется на площадке президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Подобные обсуждения направлены на профилактику нарушений: предприниматели в диалоге с руководством надзорных органов из первых рук получают информацию о типичных выявляемых нарушениях и могут устранить их на своих объектах до прихода инспектора. Главная задача — преобразовать государственный контроль и надзор из репрессивного в партнёрский по отношению к бизнесу и ориентировать его на предотвращение ущерба жизни и здоровью граждан. К 2024 году число смертельных случаев по контролируемым государством рискам планируется сократить почти вдвое, с 80 тыс. до 45 тыс., и приблизиться к лучшим мировым показателям.

Рязанская область активно развивает агропромышленный сектор, и поэтому вопросы деятельности Россельхознадзора для местных аграриев являются одними из самых важных. Это, с одной стороны, вопросы качества продукции, а с другой — вопросы прозрачности ведения бизнеса. Добросовестный предприниматель заинтересован в том, чтобы требования, которые он выполняет, распространялись и на производителей из соседних регионов. Чтобы не было возможности получить прибыль за счёт поставки некачественной и контрафактной продукции. При этом важно, чтобы госконтролёр помогал предпринимателям разобраться в бюрократических тонкостях и помогал им в выполнении обязательных требований. Очень важно изменить психологию чиновника, который занимается вопросами госконтроля. Он должен превратиться в партнёра и наставника для бизнеса», — отметил Михаил Абызов.

По словам замруководителя Россельхознадзора Юлии Швабаускене, в апреле-мае прошла первая серия подобных обсуждений проверок ведомства, их провели 90% из 53 территориальных управлений службы.

Контрольно-надзорная деятельность должна стать прозрачной и публичной, подчеркнул, в свою очередь, врио главы региона.

Контрольно-надзорная деятельность при сверхприменении ограничивает инвестиционные возможности регионов и Российской Федерации в целом, кроме того, она обладает высоким коррупциогенным потенциалом. Но невозможно совсем обойтись без контрольных мероприятий. Контрольно-надзорная деятельность однозначно должна быть понятной и публичной. Реформа, которую представил Михаил Анатольевич (Абызов), кардинально меняет подход к проведению проверок, и это однозначно нравится предпринимателям. Сегодня работа контрольно-надзорных органов переориентируется с "палочной", карательной системы на профилактику. Взаимодействие между инспектором и объектами надзорной деятельности должно осуществляться на партнёрской основе. Именно на примере такой работы мы сможем добиться повышения инвестиционной привлекательности нашего региона», — сказал Николай Любимов.

По данным национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах за 2016 год, в Рязанской области в целом зафиксировано увеличение среднего количества проверок и запрашиваемых у предпринимателей документов, сообщил врио губернатора. В регионе реализуется «дорожная карта» по внедрению целевой модели осуществления госконтроля, мероприятия которой позволят улучшить ситуацию: будет повышена эффективность работы надзорных органов, а бизнес получит возможность работать и развиваться, не тратя огромные ресурсы на прохождение проверок.

Что касается работы регионального Россельхознадзора, то, несмотря на сокращение количества проверок, ситуация пока не идеальна. Так, предстоит устранить дисбаланс между количеством плановых и внеплановых проверок (последних сейчас больше).

За счёт применения нового категорирования по уровням риска мы сможем так структурировать нашу работу, чтобы процент внеплановых проверок радикально снизился. А в плановые проверки включить предприятия, которые на сегодняшний день требуют нашего наибольшего внимания. К ним относятся предприятия, которые по характеру своей деятельности несут угрозу распространения птичьего гриппа, АЧС; предприятия, которые подвергаются контролю и надзору в рамках работы ФТС; и предприятия, осуществляющие трансграничные операции между регионами и между Россией и другими странами. Таким образом, на уровне регионального Россельхознадзора мы будем передавать на контроль объекты, которые осуществляют свою деятельность внутри одного региона и не несут трансграничных рисков. Примерно такое решение мы вчера проговорили, зафиксировали, и в ближайшее время это станет основой для соответствующего постановления правительства», — сообщил Михаил Абызов.

Также предстоит навести порядок в части административных расследований, которыми нередко подменяются внеплановые проверки из-за отсутствия необходимости согласовывать их с прокуратурой. Проработать возможность приравнивания административных расследований к внеплановым проверкам ранее поручил председатель правительства Дмитрий Медведев по итогам всероссийского селектора, посвящённого реформе госконтроля. Михаил Абызов, в свою очередь, заверил участников совещания, что готов к детальной и профессиональной дискуссии по этому вопросу, в том числе, по возможности не отменять практику админрасследований, за что высказывались рязанские предприниматели. Министр также предложил в начале сентября провести обсуждение с участием организаций по защите прав потребителей, производителями и торговыми сетями.

В «серую» зону административных расследований, по мнению министра, зачастую уходят проверки, отклонённые прокуратурой.

Количество отклонённых прокуратурой внеплановых проверок остаётся очень высоким — 30%. Прокуратура отклоняет проверки по причине их несоответствия положениям закона. Такая доля отклонённых проверок говорит о том, что надзорные органы иногда не до конца качественно готовят и умеют обосновать в соответствии с требованиями закона свои действия. Мы будем двигаться в направлении повышения качества администрирования заявок по внеплановым проверкам. С другой стороны, мы будем выводить из "серой" зоны административных расследований контрольные мероприятия. Кроме того, мы будем выходить с предложением предоставить органам прокуратуры полномочия по согласованию внеплановых проверок в отношении учреждений», — сообщил Михаил Абызов.

В ходе обсуждения также поднималась проблема неисполнимости сроков, в которые инспекторы требуют устранять нарушения.

Исходя из обращений, которые поступают в наш адрес, не всегда учитывается возможность устранения выявленных нарушений. Инспекторы устанавливают достаточно короткие сроки. Здесь есть определённая недоработка федерального законодательства, есть коррупционная составляющая. Предприниматель часто ставится в условия, когда он заведомо не сможет устранить выявленные нарушения», — сказал бизнес-омбудсмен по Рязанской области Егор Бурцев.

Держать предпринимателя «на крючке», устанавливая заведомо неисполнимые сроки и затем их продлевая, — недопустимо, уверен Михаил Абызов. Ведь чтобы привести всё в соответствие с требованиями, может понадобиться внесение изменений в проектную документацию, заключение договора, получение заключения от органа строительной экспертизы. Министр поручил подготовить рекомендации относительно видов нарушений и сроков их устранения.

Еще одна проблема — репутационные риски, которые несут предприниматели, обжаловавшие выявленные у них ранее нарушения. Информация о выявленном нарушении сразу размещается на сайте надзорного органа и попадает в СМИ, а размещать информацию об обжаловании решения СМИ отказываются. Михаил Абызов предложил обязать надзорные ведомства публиковать сведения о проигранных судах. Скрывать же от людей результаты проведённых проверок недопустимо, подчеркнул министр.

Существует также проблема навязывания инспекторами различных услуг, экспертиз, сервисов, изделий, необходимых для выполнения обязательных требований. Директивные «телеграммные» указания, запрещающие сотрудникам надзорных органов давать предпринимателям подобные рекомендации, будут подготовлены в течение августа и разосланы по всем ведомствам, проинформировал Михаил Абызов.

Предприниматели также пожаловались на дублирование проверочных мероприятий. Одна из причин, ведущих к дублированию проверок и дополнительной нагрузке на предпринимателей, — отсутствие единого реестра поднадзорных субъектов. Эта проблема, по словам министра, касается и Россельхознадзора.

Мы будем включать в постановление правительства, которое выйдет в ближайшее время, задачу по формированию по линии полномочий Россельхознадзора совместно с региональными администрациями исчерпывающего, постоянно обновляемого и актуализируемого реестра поднадзорных объектов и субъектов. По сути дела, нам нужно каждый из объектов, который попадает под этот вид госконтроля, поставить на учёт для того, чтобы избежать в последующем, с одной стороны, дублирующих проверок, с другой стороны, иметь нормальную возможность за счёт паспорта поднадзорного объекта сопровождать его. Это позволит не проверять дисциплинированных производителей, а концентрироваться на объектах, которые несут потенциальный риск ущерба здоровью», — пояснил Михаил Абызов.

Помимо реестра поднадзорных объектов необходимо создавать и реестры требований, которые должны выполняться. Проект по пересмотру обязательных требований, многие из которых сохранились с советских времён и сегодня являются устаревшими или избыточными, по мнению министра, является наиболее сложным. Ревизия займёт немало времени, ведь для того, чтобы снизить издержки бизнеса по выполнению требований, которые не нужны и устарели, нужно изменять законы, решения правительства и регулирующие акты. При этом средний срок разработки и принятия закона правительством, как уточнил министр, составляет порядка 345 дней по итогам прошлого года.

Что касается целесообразности делегирования полномочий с федерального уровня на региональный, то масштаб проблем, которые решает губернатор, по мнению министра, настолько велик, что перетягивать на себя одеяло и брать новые задачи не всегда целесообразно. Михаил Абызов предложил Николаю Любимову создать площадку при губернаторе, на которой можно будет обсуждать вопросы федерального, регионального и муниципального надзора на территории области.


Все события