Внедрение «умного» госконтроля на примере МЧС обсудили в Карелии

21 Июля 2017

МЧС является одним из лидеров по внедрению современных методов в контрольно-надзорной деятельности. В Республике Карелия ведомство реализует все планы и программы по развитию своего потенциала и сокращению административного давления на бизнес. Благодаря риск-ориентированному подходу к планированию проверок их число уже удалось существенно сократить. Реформирование надзорной деятельности в регионе обсудили 21 июля в Петрозаводске в ходе публичного мероприятия, в котором приняли участие куратор реформы министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, глава МЧС Владимир Пучков, врио губернатора Карелии Артур Парфенчиков, а также представители предпринимательского сообщества и бизнес-объединений.

Открытые балансовые мероприятия по итогам деятельности контрольно-надзорных органов проводятся ежеквартально на федеральном и региональном уровне в рамках приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности, которая реализуется на площадке президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Подобные обсуждения направлены на профилактику нарушений: предприниматели в диалоге с руководством надзорных органов из первых рук получают информацию о типичных выявляемых нарушениях и могут устранить их на своих объектах до прихода инспектора. Главная задача — преобразовать государственный контроль и надзор из репрессивного в партнёрский по отношению к бизнесу и ориентировать его на предотвращение ущерба жизни и здоровью граждан. К 2024 году число смертельных случаев по контролируемым государством рискам планируется сократить почти вдвое, с 80 тыс. до 45 тыс., и приблизиться к лучшим мировым показателям.

МЧС является лидером в преобразовании государственного контроля, применяет наиболее современные подходы, уже несколько лет использует риск-ориентированный подход и концентрирует основные надзорные мероприятия на объектах повышенного риска. Другим государственным надзорам предстоит проделать этот путь в ближайшее время и перейти на такой подход в течение этого и следующих годов. К сентябрю по основным 12 ведомствам, которые принимают участие в приоритетной программе, мы заложим всю нормативную основу для перехода на риск-ориентированный подход. И начиная с 2018 года все плановые проверки этих ведомств будут проходить только на объектах высокой категории риска. Кроме того, к середине 2018 года мы перейдём на работу с проверочными листами по всем ключевым государственным надзорам», — сказал Михаил Абызов.

Начиная с этого года, по словам министра, в России перестанут измерять эффективность и результативность работы территориальных надзорных органов исходя из количества проведённых проверок и выписанных штрафов. Это означает тотальный отказ и запрет на «палочную» систему проверок. Основное измерение, которое будет учитываться при определении результативности и эффективности работы надзорных органов, — это динамика снижения вреда и ущерба по тем рискам, которые контролирует государство.

Контрольно-надзорная деятельность — один из важнейших элементов государственного управления, подчеркнул Артур Парфенчиков. Эти вопросы, по его словам, часто связаны непосредственно с безопасностью граждан. В то же время в определённых ситуациях эта система может становиться тормозом для развития государства и препятствием для роста деловой активности.

Наша задача — найти золотую середину. Эту задачу мы и решаем в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности. 2017 год должен стать базовым с точки зрения реализации реформы, именно в этот год должны быть апробированы новые решения. В Республике Карелия в этой части прослеживаются положительные тенденции. Заканчивается формирование профильной межведомственной рабочей группы при главе республики. Органы контроля утвердили графики публичных обсуждений своей деятельности. Активность представителей бизнеса здесь представляется крайне важной. Нам важно слышать замечания предпринимателей, мы должны вовремя реагировать на неверные шаги, которые можем совершать из благих побуждений. Сегодня задача любого контрольно-надзорного органа — стать более понятным, прозрачным и предсказуемым. Многого в этой части удалось добиться благодаря структурам Открытого правительства, которое курирует Михаил Анатольевич Абызов», — отметил врио губернатора.

Именно в Республике Карелия с учётом перспектив развития региона целесообразно внедрять новые форматы взаимодействия государственных структур и бизнес-сообщества, сказал, в свою очередь, глава МЧС Владимир Пучков. С одной стороны, это комфортные условия для бизнес-сообщества, с другой — безусловная безопасность и работающего персонала, и самого бизнеса, и граждан. МЧС, по его словам, уже выполнило целый комплекс мероприятий, которые позволили выстроить партнёрские взаимоотношения с субъектами малого и среднего бизнеса. Первая помощь — это не наказание, а предупреждение, подчеркнул Владимир Пучков.

Мы вместе с бизнесом в Республике Карелия должны выстроить добрые, партнёрские отношения и добиться неукоснительного соблюдения требований всех нормативно-правовых документов и сводов правил, с учётом особенностей всех предприятий и учреждений. Нужно, чтобы внутри бизнес-сообщества сформировалось чувство нетерпимости к любым нарушениям требований, чтобы мы сформировали добросовестную конкурентную среду внутри бизнес-сообщества. Тогда бизнес будет развиваться и двигаться вперёд», — сказал глава МЧС.

По словам Михаила Абызова, сейчас особенно актуален вопрос обеспечения транспарентности и одинакового подхода в части госконтроля ко всем предпринимателям, в том числе к тем, кто работает в «серой зоне».

Это вопрос нашего взаимодействия и с правоохранительными органами. Сейчас складывается ситуация, когда добросовестный предприниматель несёт затраты на соблюдение требований, а люди, работающие "в тени", их не несут и выигрывают в конкурентной борьбе. Я уверен, что в рамках рабочей группы, которая будет создана при губернаторе, эти вопросы будут рассмотрены. Рассчитываю также на помощь бизнес-объединений. У нас считается некрасивым на кого-то жаловаться, но это вопрос прозрачного и качественного ведения бизнеса. Представители бизнес-объединений должны выявлять такие случаи, а мы должны с ними бороться», — подчеркнул министр.

Также Михаил Абызов в ходе совещания поручил исключить проведение проверок, не внесенных в Единый реестр проверок, который ведёт Генпрокуратура. Если они не отражаются в реестре — это нарушение закона, подчеркнул министр. Он обратился к Аппарату правительства с просьбой включить этот вопрос в план работы.

Михаил Абызов в ходе общения с карельскими предпринимателями озвучил свою позицию по поводу отмены или сохранения «надзорных каникул» для малого бизнеса. По мнению министра, они должны быть отменены после 2018 года в связи с переходом на риск-ориентированный госконтроль.

Малое это предприятие или большое, если оно ведёт свою деятельность с технологиями, которые представляют высокий уровень риска, то в его отношении, согласно риск-ориентированному подходу, плановые проверки являются обязательным инструментом обеспечения безопасности людей. Дело в том, что сегодня и вчера мы не были готовы к отмене "надзорных каникул", так как у нас государственный надзор был консервативный, репрессивный и "неумный". Наша задача за этот год и последующий — радикально изменить качество государственного надзора, перейти на модель "умного" надзора, приучить поднадзорные субъекты работать в условиях риск-ориентированного подхода, когда все объекты и требования к ним прозрачны и распределены по категориям риска», — пояснил Михаил Абызов.

Участвующие в обсуждении представители бизнеса затронули волнующую предпринимателей тему контрольно-кассовой техники. Затраты небольших объектов торговли на выполнение новых требований, особенно в труднодоступных населённых пунктах, оказались непосильными. По мнению Михаила Абызова, требования по контрольно-кассовой технике нужно адаптировать к возможностям сельских магазинов. Предъявлять одинаковые требования к магазину крупной торговой сети и к сельпо нельзя, считает он. В течение августа-сентября совместно с предпринимателями будут выработаны предложения по решению этой проблемы.

Также участники встречи поинтересовались, как минимизировать «человеческий фактор» на предприятиях и какие образовательные меры для этого нужно предпринять. По мнению Михаила Абызова, вводить разнообразные курсы во всех вузах и школах — нецелесообразно. Если у предпринимателя есть запрос на повышение квалификации, он должен иметь возможность повысить её через специальные онлайн-модули, считает министр.

Все вопросы, обсуждавшиеся на заседании, а также сообщения, которые поступят позже в электронной форме, будут обобщены, а для решения затронутых проблем будут приняты соответствующие меры.

Подобные балансовые мероприятия будут проводиться ежеквартально, до конца года они пройдут во всех надзорных ведомствах, участвующих в приоритетной программе, включая Роспотребнадзор, Россельхознадзор и Ростехнадзор. Графики этих мероприятий публикуются на сайтах территориальных органов надзорных ведомств.


Все события