Участники реформы госконтроля будут общаться через сайт и мобильное приложение

19 Июля 2017

Вся информация о реформе госконтроля будет размещаться на специальном интернет-сайте контроль-надзор.рф, который запущен под эгидой Открытого правительства и Аналитического центра при правительстве РФ. Презентация ресурса состоялась 19 июля на расширенном заседании проектного комитета реформы, которое прошло в рамках конференции «Реформа контрольно-надзорной деятельности». В дополнение к сайту до конца года появится мобильное приложение для инспекторов и предпринимателей. На заседании также были одобрены методики, позволяющие оценивать качество администрирования контрольно-надзорных функций и снижение административной нагрузки на поднадзорные субъекты. Куратор проектного комитета реформы госконтроля Михаил Абызов и руководители деловых объединений на площадке конференции подписали меморандум о сотрудничестве.

Сайт будет развиваться как ресурс, активно помогающий как нашим надзорным органам, так и предпринимателям сделать текущую работу в сфере госконтроля и преобразования, которую мы реализуем, понятной, доступной и правильно воспринимаемой всеми участниками процесса», — отметил Михаил Абызов.

Как пояснил заместитель руководителя Аналитического центра при правительстве Михаил Прядильников, сейчас на сайте представлена информация об участниках приоритетной программы, целевых показателях реформы и ответственных лицах, детальная информация о конкретных проектах. Любой человек через простую форму на сайте может направить свои предложения в проектный офис реформы. Главная задача сайта, по его словам, — сформировать базу знаний. Такой раздел уже существует, в нём опубликованы нормативно-правовые документы, касающиеся реформы, методические материалы, а также библиотека лучших практик. В ближайшее время участники проектных команд получат возможность обмениваться через сайт документами.

У сайта, по словам Михаила Прядильникова, четыре целевые аудитории: бизнес-сообщество, сотрудники контрольно-надзорных органов, эксперты, гражданское общество. Бизнес сможет в режиме «одного окна» получать информацию о требованиях и проверках, о том, как избежать коррупционных рисков. Также предприниматели смогут в режиме онлайн проводить самооценку через электронные чек-листы. Чиновники найдут на сайте информацию о сроках и содержании мероприятий, которые должны быть проведены в рамках реформы, а также о решениях, принимаемых на высшем уровне. На сайте будут также представлены обучающие материалы. Для экспертов сайт станет коммуникационной площадкой и даст возможность оставлять комментарии на готовящиеся документы. А простые граждане будут проинформированы о ходе реформы максимально простым и доступным языком.

По мнению Михаила Абызова, через сайт контроль-надзор.рф в процесс реформирования надзорной деятельности будут более активно вовлекаться террорганы. В следующем году функционал сайта будет расширен за счёт появления «личного кабинета» для руководителей террорганов. Сейчас работа на местах налажена далеко не во всех регионах, указал министр.

Как показало анкетирование сотрудников террорганов, по многим ведомствам и по целому ряду регионов у нас работа с нашим боевым инспекторским составом, с руководителями второго и третьего уровня относительно целей и графика реформы ведётся недостаточно. Есть недопонимание приоритетов. Здесь ключевая роль первого руководителя», — подчеркнул Михаил Абызов.

Использование информационных технологий в надзорной деятельности просто необходимо, уверен министр. Он сообщил, что перед Минкомсвязи, Минэкономразвития и экспертами поставлена задача подготовить концепцию и до конца года реализовать мобильное приложение, которое мог бы скачать для себя и инспектор, и предприниматель. Пока всё это не окажется в кармане у конкретного человека в виде приложения на мобильном устройстве, результата не будет, считает Михаил Абызов. Он также сообщил, что по итогам состоявшегося 5 июля селекторного совещания председатель правительства Дмитрий Медведев дал поручение по приоритетному включению затрат на информатизацию госконтроля при реализации программы «Цифровая экономика». Этот проект будет иметь дополнительное финансирование от 70 до 100 млрд рублей в год. Заявки на финансирование должны быть максимально обоснованы, подчеркнул министр.

Одна из ключевых задач реформы госконтроля — снижение административной нагрузки на бизнес. Методика оценки этого показателя была в целом одобрена проектным комитетом. Индекс рассчитывается исходя из результатов опросов и анкетирования предпринимателей.

Вице-президент ТПП Елена Дыбова предложила сделать упрощённый вариант анкет для малого и микробизнеса. Для малого бизнеса и крупного промышленного предприятия форматы должны быть разные, согласен Михаил Абызов. Но чрезмерное упрощение не даст возможности применять эту оценку для повышения эффективности госконтроля, предупредил он. Министр также предложил дополнить методику и отразить в ней снижение административной нагрузки на учреждения. Если плотность проверок бизнеса сокращается, то количество проверок учреждений, напротив, кратно возросло, указал Михаил Абызов. Так, в мэрии Екатеринбурга за год было проведено 5 тыс. проверок, 120 человек работают в штате только для сопровождения проверочных мероприятий.

Наш проект касается не только бизнеса, но и всей системы государственного надзора, в том числе иных поднадзорных субъектов, к которым относятся учреждения. Я хотел бы, чтобы мы дополнили эту методику до конца года с учётом снижения нагрузки на учреждения», — сказал министр.

Михаил Абызов и руководители крупнейших деловых объединений — РСПП, ТПП, «Деловой России» и «Опоры России» — подписали меморандум о взаимодействии проектного комитета реформы контрольно-надзорной деятельности и общественных объединений предпринимателей в рамках измерения показателей снижения нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Деловые объединения будут привлекаться к участию в измерении показателя в качестве респондентов анкетирования, а также в глубинных интервью для интерпретации результатов и актуализации анкеты, в отраслевых экспертных сессиях. Кроме того, они будут оказывать информационную поддержку измерения в субъектах РФ и размещать информацию об опросе на интернет-сайтах своих региональных подразделений. Оценка и общественное обсуждение результатов измерения будут проводиться во взаимодействии с проектным комитетом и общественно-деловым советом реформы.

Для нас, безусловно, оценка реформы через такую призму очень важна. Бизнес-объединения проводят собственные опросы, но единой методологии до сих пор не было. Сейчас появляется возможность иметь базу для сравнения. Это не только способ оценки, но и инструмент для дальнейшей работы. Со своей стороны, мы готовы проводить экспертные сессии по направлению использования результатов анкетирования», — отметил президент РСПП Александр Шохин, возглавляющий общественно-деловой совет реформы.

Качество администрирования контрольно-надзорной деятельности будет оцениваться исходя из снижения административной нагрузки и показателей «конечного эффекта»: снижения смертности, заболеваний, пострадавших, сокращения материального ущерба по контролируемым рискам.

Нам важно видеть не просто "средний показатель по больнице", а чтобы это было детально и адресно по каждому субъекту. Тогда мы могли бы оперативно влиять на каждый показатель, вмешиваться и принимать со своей стороны административные меры и кадровые решения, понимая, что есть 10 субъектов, которые по определённым показателям тянут всю систему вниз», — отметил директор департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС Сергей Кададов.

Обе методики будут утверждены нормативно-правовыми актами после первого этапа их применения. Подвести итоги первого этапа планируется к 1 января.

Основная наша задача при внедрении этих методик — создать общий фундамент, общую систему координат, чтобы мы могли, реализуя основные задачи реформы, чётко видеть на основании объективного барометра, что мы делаем хорошо, а где мы отклоняемся от курса. Главное, чтобы наши партнёры — предприниматели и бизнес — оценивали это вместе с нами», — отметил Михаил Абызов.

Проектный подход, с учётом которого уже полгода реализуется приоритетная программа по реформированию контрольно-надзорной деятельности, демонстрирует эффективность, считает Михаил Абызов. Он рассказал о дальнейших планах реформирования госконтроля.

Так, риск-ориентированный подход, который сейчас применяется при плановых проверках, должен быть распространён и на внеплановые. Кроме того, он должен учитываться при формировании проверочных листов, которые инспекторы будут использовать при проверках.

Наша задача — до конца года разработать модель применения риск-ориентированного подхода при проведении внеплановых мероприятий и при приоритизации обязательных требований, включаемых в чек-листы. Потому что на сегодняшний день у нас пока сохраняются тенденции, когда надзорные органы, с тем чтобы перестраховаться и избежать вопросов со стороны прокуратуры и Счётной палаты, стараются в чек-листы включить все без исключения требования. Ценность чек-листов при этом серьёзно падает», — сказал Михаил Абызов.

Будет продолжена и работа по пересмотру устаревших, избыточных и дублирующих требований к бизнесу. Общественно-деловой совет реформы подготовил порядка 400 предложений по исключению требований и внесению изменений в нормативно-правовые акты.

Предложения разнокалиберные: какие-то имеют формат "быстрых побед", какие-то носят характер предложений фундаментальных. В течение августа-сентября необходимо все их детально проработать и вынести окончательное решение, что и как из этих предложений мы будем учитывать. Здесь ключевая работа Минюста, наших ведомств, министерств, которые курируют соответствующие направления. Прошу к этому отнестись с очевидным приоритетом», — подчеркнул Михаил Абызов.

Бизнес-сообщество является главным бенефициаром реформы госконтроля, напомнил министр. Мнение бизнеса будет максимально учитываться при принятии всех решений, подчеркнул он.


Все события