Бизнес и инспекторы разобрали проверки Роспотребнадзора в Свердловской области

8 Июля 2017

В Свердловской области в пилотном режиме внедряется риск-ориентированный подход при осуществлении контрольной деятельности Роспотребнадзора. Проверки в регионе с 2015 года планируются с учётом рисков, которые есть на том или ином поднадзорном объекте. В результате количество проверок неуклонно снижается год от года. Правоприменительную практику Управления Роспотребнадзора по Свердловской области обсудили 7 июля в Екатеринбурге с участием куратора реформы госконтроля — министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, врио губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, руководителя Роспотребнадзора Анны Поповой, а также с предпринимателями, представителями деловых объединений.

Открытые балансовые мероприятия по итогам деятельности контрольно-надзорных органов проводятся ежеквартально на федеральном и региональном уровне в рамках приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности, которая реализуется на площадке президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Подобные обсуждения направлены на профилактику нарушений: предприниматели в диалоге с руководством надзорных органов из первых рук получают информацию о типичных выявляемых нарушениях и могут устранить их на своих объектах до прихода инспектора. Главная задача — преобразовать государственный контроль и надзор из репрессивного в партнёрский по отношению к бизнесу и ориентировать его на предотвращение ущерба жизни и здоровью граждан.

Основная задача таких публичных обсуждений — не отчётно-выборная, а коммуникативная. Мы эти форматы создали, чтобы по итогам каждого квартала регулярно с предпринимателями, которые прошли через проверки или стоят в плане на текущий год, разобрали вместе с нами итоги правоприменительной практики. Какие проверки и как прошли, какие были выявлены нарушения, какие санкции применены, как предпринимателям избежать этих нарушений в будущем. За счёт такой дискуссии будет складываться картинка общего понимания и общих подходов. Важен для нас и разбор конкретных ситуаций. У каждого предпринимателя свои проблемы, своя боль и свои возможности. Говоря о системных вопросах, надо отвечать и на вопросы конкретного человека. Разворачиваясь от формата начальников к формату собеседников, мы намерены разбирать и конфликтные ситуации», — отметил Михаил Абызов.

Реформа госконтроля, как подчеркнул министр, нацелена на то, чтобы сделать работу российских предприятий более безопасной. На сегодняшний день, как показывает статистика, Россия серьёзно отстаёт от лучших мировых практик в части показателей смертности, травматизма и заболеваемости. Благодаря реформе к 2024 году планируется выйти на уровень лучших мировых параметров. С одной стороны, нужно требовать от бизнеса выполнения норм безопасности, с другой — помогать предпринимателям выполнять эти требования.

Руководитель Роспотребнадзора Анна Попова высоко оценила уровень взаимодействия правительства Свердловской области с ведомством в части повышения эффективности надзорной деятельности.

Свердловская область стала пилотным регионом в проекте по переходу к риск-ориентированному подходу надзора. Этот регион стал соавтором разработки всех наших методических указаний и рекомендаций по риск-ориентированному подходу. В результате мы ранжировали все субъекты надзора и знаем, в каких риски высоки, а в каких нет, и мы не будем их проверять. И вот здесь Свердловская область на самом деле была лидером и сделала это раньше всех. Проверки в регионе с 2015 года идут и планируются в рамках риск-ориентированного подхода», — сказала она.

По словам руководителя, общее количество проверок Роспотребнадзора за последние 6 лет сократилось в 8 раз. Анна Попова подчеркнула, что важно не просто выстраивать чёткие и понятные отношения между бизнесом и надзорными органами. Важно, чтобы «при этом взаимодействии не пострадало главное звено — это человек, потребитель».

Евгений Куйвашев, в свою очередь, отметил, что реформа надзорной деятельности напрямую влияет на состояние инвестиционного климата в Свердловской области. Он напомнил, что регион улучшил свои позиции в Национальном рейтинге состояния инвестклимата, поднявшись на два пункта в группе B, куда входят регионы с комфортными условиями для бизнеса. Это произошло не только благодаря расширению экономических стимулов, но и за счёт снижения административных барьеров. По итогам 2016 года общее количество проверок органами регионального контроля сократилось на четверть — с 13 тыс. до 10 тыс. Областные власти получают обратную связь от бизнеса, который эту тенденцию оценивает положительно.

Уверен, что слаженная работа федеральных и региональных ведомств позволит нам реализовать масштабные задачи в достаточно сжатые сроки. Речь идёт об обеспечении безопасности жизни и здоровья людей, создании условий для эффективной работы бизнеса, повышении эффективности контрольно-надзорной деятельности», — сказал врио губернатора.

Он добавил, что в Свердловской области утверждена «дорожная карта» по внедрению целевой модели по осуществлению контрольно-надзорной деятельности. Ведётся работа по анализу неэффективных, устаревших требований к предпринимателям, активно внедряется практика применения проверочных листов.

Очевидно, что система не может быть перестроена за один день, реформа требует времени, констатировал Михаил Абызов. И ключевую роль в этом процессе играют власти на местах. Он напомнил, что на этой неделе под председательством главы правительства Дмитрия Медведева прошёл всероссийский селектор, на котором были поставлены задачи по сопровождению реформы в регионах, в том числе со стороны прокуратуры, которая является «надзором за надзорами». По итогам планируется выход ряда важных поручений кабмина, направленных на решение типичных проблем, с которыми сталкиваются предприниматели в регионах в ходе проверок. В частности, премьер поручил проанализировать все процедуры, связанные с проведением административных расследований, которые инспекторы зачастую используют как лазейку для необоснованного давления на бизнес. Их предложено приравнять к строго регламентированным проверкам.

Ещё одно поручение, которое дал председатель правительства по итогам селектора, — распространить на предприятия крупного и среднего бизнеса санкционный режим, применяемый сейчас для малого бизнеса. Когда первое нарушение, если оно не повлекло за собой реального ущерба и риска для жизни и здоровья, наказывается, согласно КоАП, предупреждением, а не штрафом», — сообщил Михаил Абызов.

В то же время, по словам министра, с переходом на риск-ориентированный подход придётся отказаться от «надзорных каникул» для малого и среднего бизнеса. Для защиты интересов гражданина, его жизни и здоровья, не важно, каковы размеры хозяйственной деятельности того или иного предприятия.

Мы будем от этого подхода отходить. Мы должны бережно относиться и к большому, и к малому бизнесу. Для нас ключевое — какой риск представляет собой то или иное предприятие. Если невысокий уровень риска — значит, все свободны. Не говорю, что это решение принято, но мы будем двигаться в эту сторону», — сказал Михаил Абызов.

Принципы выбора приоритетных объектов надзора, которые заложены в основу риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности, реализуются в Свердловской области в течение 10 лет. По состоянию на 31 августа 2016 года объекты чрезвычайно высокого риска составляли 0,4% от общего числа, высокого риска — 1,5%, значительного риска — 10,9%, среднего риска — 48,8%, умеренного риска — 29,8%, низкого риска — 8,6%. В рамках государственной политики снижения административного давления на бизнес в последние годы появилась тенденция к снижению количества плановых проверок: в 2010 году проведено 4036 плановых проверок, в 2013 году — 2951, в 2016 году — 1158. При этом доля проверок малого бизнеса в плане на 2017 год составила 8,7%, что соответствует уровню плана на 2016 год и на 45,7% ниже, чем планировалось на 2015 год.

Нарушения в первом квартале года были выявлены в 66,7% проверок, что на 6,2% меньше показателей прошлого года. При этом количество выявленных нарушений увеличилось на 12,4% (с 45326 до 51740). Реализация риск-ориентированного подхода в надзорной деятельности позволила организовать проверки в отношении объектов с наибольшими рисками: как следствие, количество выявленных нарушений на одну проверку увеличилось на 13% и составило 19,7.

Михаил Абызов обратил внимание на тревожную тенденцию: рост числа проверок Роспотребнадзора на основании поручений правительства.

Насколько это соответствует риск-ориентированному подходу? Просыпается чиновник, видит проблему и начинает сразу строчить поручение о внеплановых проверках. Если речь идёт о повышенной категории риска, то надо менять категорию риска. Работайте с правительством, с тем чтобы не отдельными поручениями, непонятными и непрозрачными, решать проблемы. Если кто-то видит необходимость повышенного контроля, изменяйте категорию риска в соответствии с риск-ориентированным подходом. Иначе это будет бардак. Мы будем жить с представлением о риск-ориентированном подходе, сверху накладывать на это десять поручений, по которым выходят сплошные проверки», — сказал министр.

Риск-ориентированный подход нужно внедрять и при проведении внеплановых проверок, подчеркнул Михаил Абызов. Нужно в зависимости от уровня опасности решать, выходить на проверку по жалобе или отправить запрос поднадзорному субъекту, а потом учесть это при проведении плановой проверки. Таким образом будет сформулирована презумпция добросовестности предпринимателя, отметил министр, добавив, что в ближайший месяц планируется определить график внедрения этой модели.

Министр в ходе заседания предложил Евгению Куйвашеву проанализировать опыт Крыма и Севастополя по делегированию некоторых федеральных надзорных полномочий на региональный уровень. На уровень этих субъектов на сегодняшний день передано две трети полномочий. Подготовить предложения по вопросу делегирования полномочий в регионы ранее также поручил председатель правительства по итогам всероссийского селекторного совещания.

Ещё одна проблема, актуальная для многих регионов и многих надзорных ведомств: поступают массовые жалобы от предпринимателей и представителей учреждений на то, что надзорные ведомства навязывают поднадзорным субъектам разные виды экспертизы, аутсорсинга и услуг.

Эта тема будет удостоена отдельного поручения председателя правительства. Будем это выжигать калёным железом. Формула здесь простая: если, например, инспектору по пожарной безопасности задаётся вопрос, какую пожарную сигнализацию лучше установить, он должен говорить «Не имею права говорить по этому вопросу». Скажет хотя бы одну рекомендацию — будем наказывать. Многие поставщики злоупотребляют своей приближённостью, эксклюзивностью, нет прозрачной конкуренции. Этого быть не должно», — заявил Михаил Абызов.

В ходе обсуждения поднималась и проблема низких зарплат инспекторского состава. Евгений Куйвашев обратился к Михаилу Абызову с просьбой содействовать её решению на уровне правительства. Вопрос повышения заработных плат контролёров — сейчас один из ключевых, согласился Михаил Абызов. От этого зависит вопрос компетентности специалистов, а с другой стороны, это вопрос противодействия коррупции.

Представители деловых объединений, принимавшие участие в обсуждении, отметили, что

позитивно оценивают вовлечение предпринимательского сообщества в ранее закрытую для бизнеса сферу. Бизнес ждёт от реформы госконтроля ощутимых позитивных результатов.

Михаил Абызов, в свою очередь, сообщил, что до конца этого года ожидается принятие законопроекта о госконтроле, разработанного в формате Открытого правительства совместно с предпринимателями. В нём будут законодательно закреплены новые принципы «умного» и партнёрского контроля и надзора. В таком же открытом формате на площадке Минэкономразвития будет разработан не менее масштабный законопроект о разрешительной и лицензионной деятельности, в которой также планируется внедрять риск-ориентированный подход. В сентябре начнутся общественные слушания, а принятие закона ожидается в конце текущего — первом квартале следующего года.


Все события