Медведев призвал развивать практики участия граждан в принятии политических решений

4 Июля 2017

Механизмы, позволяющие обществу и бизнесу влиять на государственные решения, должны развиваться. Речь идёт, в частности, об общественных советах при министерствах и ведомствах и о практике общественных обсуждений законопроектов и нормативных актов. Граждане должны иметь возможность участвовать в политической жизни, не только голосуя на выборах, а регулярно, высказывая мнение по важным вопросам. Это подчеркнул председатель правительства Дмитрий Медведев, выступая 4 июля на заседании Комиссии по контролю за реализацией предвыборной программы партии «Единая Россия». Большое количество таких механизмов уже создано, в том числе при участии Открытого правительства.

Нужно сделать взаимодействие и наших граждан, и бизнеса, и иных институтов с государством удобным, повысить качество государственных услуг, усовершенствовать антикоррупционное законодательство, систему государственных закупок, обеспечить поддержку малому и среднему предпринимательству. Темы серьёзные, они на контроле и правительства, и нашей партии, они прорабатываются в рамках Совета при президенте по стратегическому развитию и Открытого правительства. Сейчас к этой работе подключился Экспертный совет», — отметил глава правительства.

Сегодня участвовать в принятии законов действительно может каждый, и это не просто формальность, подчеркнул Дмитрий Медведев. Практически все законопроекты проходят публичное обсуждение, а все поступившие замечания прорабатываются на экспертном уровне. Кроме того, функционирует система электронных петиций — портал «Российская общественная инициатива». Практически при всех федеральных министерствах и ведомствах есть общественные советы. Не один год работает площадка общественного обсуждения бюджета, которая помогает людям лучше понять действия правительства по расходованию государственных денег. По тому, насколько просто и понятно взаимодействовать с государством, люди судят о работе всего госаппарата, уверен председатель правительства. Об упрощении этого взаимодействия говорит и то, что более удобным стал процесс получения государственных и муниципальных услуг. Их перечень за последние несколько лет был существенно расширен, а время ожидания в очередях сократилось с 2012 года в 2,5 раза. Сейчас, по словам премьера, прорабатывается предложение об усилении ответственности чиновников за грубые нарушения, в том числе за нарушение сроков и необоснованный возврат документов заявителям.

Открытость и понятность власти стала неотъемлемой частью современной культуры госуправления. Упрощение взаимодействия государства и общества преследует абсолютно прагматические задачи. За счёт этого взаимодействия нам необходимо сделать жизнь людей лучше, а условия для ведения бизнеса — более комфортными. Этот диалог выстраивается не для того, чтобы спустить пар, а для того, чтобы совместно найти решения. Как показывает практика, в тех госорганах, где государственный чиновник понимает дополнительные плюсы открытости, там принимаются более качественные решения, отвечающие запросам времени и общества. Сейчас я уже не представляю принятие правительством экономических решений без участия бизнеса. Все приоритетные вопросы обсуждаются с предпринимательским сообществом заранее. Мы стараемся выработать такие алгоритмы, которые помогали бы развиваться и бизнесу, и государству. Здесь крайне важно слышать аргументы всех сторон и принимать открытые решения», — говорит министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Многие механизмы открытости министерств и ведомств планируется закрепить законодательно для их применения в повседневной работе. Для этого разработана «дорожная карта» по совершенствованию целого ряда законов и нормативных актов, регулирующих работу правительства РФ, министерств и ведомств, органов власти субъектов РФ и муниципалитетов, а также госслужащих. Документ 22 июня утвердила Правительственная комиссия по координации деятельности Открытого правительства. Изменения, которые предусмотрены «дорожной картой», на уровне федерального конституционного закона установят, что органы государственной власти работают на основе принципов открытости, зафиксируют механизмы взаимодействия органов власти с их референтными группами, а также установят особый порядок рассмотрения чиновниками электронных обращений граждан. В рамках «дорожной карты» будет закреплён порядок определения общественно значимых нормативных актов, которые должны проходить наиболее детальное общественное обсуждение. Документ также предусматривает утверждение единообразных требований к формированию и работе общественных советов при органах власти — не только федеральных, но и региональных и муниципальных. Особая работа предстоит по совершенствованию работы общественных советов.

В совете, который только хвалит, никакого смысла нет. Основная задача общественного совета — это независимая оценка того, каким образом работает министерство. Но важно не забывать и о функциях общественного контроля. Именно для того, чтобы это были структуры, которые создаются не под диктовку и не под патронажем руководителей ведомств, мы с Общественной палатой в 2015 году приняли новый порядок формирования общественных советов», — говорит Михаил Абызов.

Формируются советы на основе конкурсных процедур, на 75% — из кандидатов от Общественной палаты и на 25% — от Экспертного совета. Кандидатуры в члены общественного совета выдвигаются общественными объединениями и негосударственными некоммерческими организациями. На сегодняшний день по новым правилам сформированы общественные советы при 21 министерстве и ведомстве.

Дмитрий Медведев, выступая на заседании, также подчеркнул необходимость поддержки предпринимательства в стране. В федеральном бюджете на эти цели в текущем году, по его словам, предусмотрено 20,5 млрд рублей.

В этом вопросе деньги — это ещё не всё. Главное — не создавать проблем, не чинить препятствий тем, кто хочет открыть своё дело, снимать существующие ограничения в законодательстве… Нужно ускорять внедрение в работу контрольно-надзорных органов риск-ориентированного подхода. Такая практика должна заработать в полной мере с 1 января 2018 года», — подчеркнул премьер.

Переход на риск-ориентированный подход лежит в основе масштабной реформы контрольно-надзорной деятельности, которая получила статус приоритетной программы и реализуется в рамках Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Курирует реформу министр РФ Михаил Абызов. Новая модель контроля предполагает концентрацию надзора на наиболее опасных объектах, нарушения на которых могут повлечь существенный ущерб жизни, здоровью или экономике. Для этого 12 ведомств, участвующих в приоритетной программе, должны уже в этом году разделить все поднадзорные объекты по категориям риска, чтобы план проверок на следующий год был составлен с учётом новых принципов.

В 2018 году все плановые проверки должны проводиться с риск-ориентированным подходом. Такая модель проверок уже используется в большинстве развитых стран мира, её применение, по оценкам международных экспертов, позволило сократить общее количество проверок на 30–90%, а отдельные категории бизнеса, в которых потенциальные риски для безопасности государства и общества минимальны, и вовсе перестали подвергаться плановым проверкам. Внимание проверяющих органов будет сконцентрировано на объектах, где нарушение безопасности может привести к наиболее тяжёлым последствиям, а также на злостных нарушителях. Такой подход позволит, с одной стороны, повысить в целом защищённость государства и общества за счёт повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности и оптимизировать трудовые и финансовые ресурсы проверяющих госорганов. А с другой стороны — освободить от чрезмерного внимания контролёров, избыточного административного давления и связанных с этим издержек добросовестных предпринимателей, чей бизнес не несёт в себе серьёзных потенциальных рисков», — говорит Михаил Абызов.

Председатель правительства также сообщил о продолжении корректировки антикоррупционной правовой базы и совершенствования системы госзакупок, с тем чтобы весь закупочный цикл от определения поставщика до заключения контракта и итогового аудита был абсолютно прозрачным и доступным для общественного контроля. На портале госзакупок уже раскрывается значительный объём данных, а крупные закупки на сумму более 1 млрд рублей проходят общественное обсуждение. Активное участие в повышении прозрачности закупочной системы принимало также Открытое правительство.


Все события