Надзор в сфере природопользования переводят на чек-листы

4 Июля 2017

Десять видов надзора в области природопользования будут осуществляться с использованием проверочных листов — списков контрольных вопросов, которые позволят выяснить, соблюдаются ли на предприятии ключевые требования законодательства. Для государственного геологического надзора, надзоров в области охраны атмосферного воздуха и водных объектов, экологического и земельного надзоров нововведения вступят в силу с 1 октября 2017 года. А для лесного и охотничьего надзоров, надзоров в области охраны особо охраняемых природных территорий и объектов животного мира, а также пожарного надзора в лесах новые правила заработают с 1 июля 2018 года. Соответствующее постановление правительства подписано председателем правительства Дмитрием Медведевым.

Внедрение чек-листов предусмотрено приоритетной программой по реформированию контрольно-надзорной деятельности, которая реализуется в рамках президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Её куратором в правительстве назначен министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Все 12 ведомств, участвующие в приоритетной программе, должны подготовить проверочные листы в течение года, чтобы с 1 июля 2018 года начать использовать их при осуществлении проверок.

Согласно изменениям, предмет плановой проверки теперь будет ограничен лишь перечнем вопросов, включённых в чек-лист, выходить за рамки которого инспектор не сможет. В проверочные листы должны входить только те вопросы, которые позволяют проверить исполнение наиболее значимых требований с точки зрения угрозы причинения вреда. Требование следует включать в чек-лист, если в случае его нарушения могут пострадать люди, животные и растения, окружающая среда, объекты культурного наследия или если создаётся угроза безопасности государства.

Основные неэффективные затраты бизнеса по госконтролю и надзору — это устаревшие и избыточные требования, которые предприниматель вынужден выполнять. Пока мы пересматриваем устаревшие, дублирующие и неактуальные требования, должен быть механизм сохранения надзорных мероприятий в отношении тех требований, которые действительно охраняют высокий уровень риска. Использование проверочных листов поможет нам, с одной стороны, повысить защищённость наших граждан и государства в целом, а с другой — снизить административные и финансовые издержки предпринимателей и оптимизировать ресурсы надзорных органов. Ведь от тысяч существующих требований предстоит отсечь те, которые ведут к наибольшим затратам для бизнеса и абсолютно бесполезны с точки зрения обеспечения безопасности жизни и граждан. Требования, которых нет в чек-листах, инспекторы проверять не смогут. Проверочные листы должны быть предварительно опубликованы в понятном формате. Таким образом, сама работа инспекторов станет значительно прозрачнее», — говорит Михаил Абызов.

Ранее постановления правительства, обязывающие использовать проверочные листы, были приняты в части транспортного надзора и надзора за транспортной безопасностью, а также санитарно-эпидемиологического надзора.

По данным Минюста, проекты таких постановлений уже внесены в правительство всеми надзорными органами, участвующими в приоритетной программе. Чтобы сроки начала использования проверочных листов не были сорваны, Михаил Абызов рекомендовал надзорным ведомствам уже сейчас начать формирование чек-листов параллельно с рассмотрением соответствующих постановлений в правительстве, не дожидаясь их принятия.

В феврале этого года правительство утвердило требования к опросникам для проверок бизнеса. Согласно постановлению, формы проверочных листов должны утверждать контрольно-надзорные органы федерального, регионального и муниципального уровня, а информация о разработке проектов соответствующих актов и итогах их общественного обсуждения должна размещаться на портале regulation.gov.ru. В форме необходимо указывать вид контроля или надзора, а также вид деятельности проверяемого субъекта или объекта, их категории риска и классы опасности. Кроме того, чек-лист должен содержать наименование органа госконтроля, а также реквизиты документов, в которых содержатся проверяемые требования. В чек-листе должен быть указан учётный номер проверки, по которому можно будет найти информацию в едином реестре проверок.

Проверочный лист может иметь и электронную форму, в этом случае он должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью. Утверждённые формы чек-листов затем размещаются в открытом доступе на официальных сайтах контрольно-надзорных органов, так что предприниматели смогут самостоятельно, до прихода инспектора, проверить, насколько соблюдаются обязательные требования на их объекте, и своевременно устранить нарушения.

Внедрение чек-листов — часть проекта по систематизации требований, соблюдение которых инспекторы проверяют у предпринимателей. В общей сложности в российском законодательстве сегодня насчитывается около 2 млн обязательных требований, их ревизия, по оценкам Михаила Абызова, займёт до 5 лет. Ревизия требований станет отправной точкой для решения других задач реформы. Общественно-деловой совет, созданный при проектном комитете реформы, ведёт сбор предложений от бизнес-сообщества по систематизации, сокращению и актуализации обязательных требований в соответствии с разработанными критериями избыточности, устаревания и дублирования. Первый блок предложений, по словам Михаила Абызова, уже получен, работа с ним начнётся в ближайшее время.


Все события