В Калининградской области разобрали контрольно-надзорную деятельность региональной таможни

26 Июня 2017

Таможенные процедуры по скорости и удобству оформления радикально повысили своё качество, а режим взаимодействия Федеральной таможенной службы и предпринимателей радикально изменился в лучшую сторону. ФТС сегодня строит свою работу не только в направлении пополнения бюджета, но и создаёт более комфортные условия для бизнеса. Работа Калининградской таможни имеет свою специфику, поскольку регион является анклавом, и таможенное регулирование оказывает влияние практически на весь бизнес региона. В связи с этим у предпринимателей возникает ряд проблем. Пути их решения обсудили 23 июня в городе Светлогорске на публичном балансовом совещании с участием куратора реформы госконтроля, министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, губернатора Калининградской области Антона Алиханова и замглавы Федеральной таможенной службы Андрея Струкова. По итогам Михаил Абызов поручил оперативно подготовить план действий по совершенствованию порядка таможенного администрирования и нормативно-правовой базы с учётом специфики Калининградской области.

Открытые балансовые мероприятия по итогам деятельности контрольно-надзорных органов проводятся ежеквартально на федеральном и региональном уровне в рамках приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности, которая реализуется на площадке президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Подобные обсуждения направлены на профилактику нарушений: предприниматели в диалоге с руководством надзорных органов из первых рук получают информацию о типичных выявляемых нарушениях и могут устранить их на своих объектах до прихода инспектора. Главная задача — преобразовать государственный контроль и надзор из репрессивного в партнёрский по отношению к бизнесу и ориентировать его на предотвращение ущерба жизни и здоровью граждан.

Наша задача — сделать работу российской таможни привлекательной для участников внешнеэкономической деятельности. Калининград в этом отношении является уникальной территорией. Здесь долгое время существовал специальный таможенный режим. Сегодня мы адаптируемся к правилам Таможенного союза, и с этим возникают определённые проблемы. Были большие опасения, что новый режим, заработавший с 1 апреля 2016 года, остановит работу предприятий. Но таможня справилась со своими задачами. Участники совещания подготовили свои предложения по совершенствованию работы таможни, обозначили острые проблемы, которые требуют совместного решения. Мы договорились в ближайшее время подготовить план совместных действий, который будет учитывать специфику работы таможенного узла Калининграда», — сказал Михаил Абызов.

Обобщением предложений, которые лягут в основу плана, займётся сам губернатор Калининградской области совместно с региональной Торгово-промышленной палатой и бизнес-омбудсменом по Калининградской области. Свод предложений должен быть готов в течение недели, затем он будет обсуждаться на федеральном уровне с ФТС и Минфином, заявил Михаил Абызов. Министр подчеркнул необходимость определения чётких сроков принятия тех или иных решений.

Разрешать конфликты можно только путём открытого, прямого диалога, когда стороны могут высказываться, слышать друг друга. Именно поэтому в рамках этой реформы широко внедряется практика проведения публичных слушаний, которые нацелены на обсуждение правоприменительной практики, на профилактику и предупреждение нарушений. Наша задача, в том числе в рамках сегодняшнего мероприятия, — рассказать о типичных ошибках и нарушениях более подробно. Для нас таможенный контроль как для области, которая со всех сторон окружена границами, является одним из самых важных и интересных с точки зрения этой работы. С учётом того, что у нас программа по реформе контрольно-надзорной деятельности долгосрочная, до 2025 года, то молодые предприниматели будут являться теми, кто пожнёт плоды нашей работы», — отметил губернатор Антон Алиханов.

Важную роль в работе над совершенствованием таможенного регулирования в регионе, по мнению Михаил Абызова, должен сыграть общественно-деловой совет при проектном комитете по реформе госконтроля. Совет возглавляет президент РСПП Александр Шохин. Для российского бизнеса реформа контрольно-надзорной деятельности — это один из ключевых приоритетов, подчеркнул глава РСПП.

Поэтому представители бизнеса активно участвуют в работе программного комитета по реформе контрольно-надзорной деятельности, который возглавляет Михаил Анатольевич Абызов. В общественно-деловой совет входят ведущие российские предприниматели, лица, которые публично консолидируют позицию бизнеса. Мы бы хотели, чтобы это взаимодействие на региональном уровне продолжалось и было бы эффективным. В этой связи хотел бы высказать благодарность министру Абызову за то, что он инициировал серию так называемых балансовых совещаний. Несмотря на бухгалтерскую суховатость названия этих встреч, они действительно призывают участников говорить о конкретных вещах и подводить некие промежуточные итоги, поскольку реформирование контроля и надзора — это длительная задача», — сказал он.

Деятельность бизнеса в Калининградской области как ни в каком другом субъекте РФ зависит от деятельности таможенных органов, отметил президент Калининградской Торгово-промышленной палаты Феликс Лапин. Он обозначил ряд проблем, с которыми сталкиваются предприниматели в регионе. В частности, по его словам, назрела необходимость организации электронного взаимодействия между таможенными органами и Калининградской ТПП.

Информатизация таможни в целом находится на высоком уровне, считает Михаил Абызов. За последние 5 лет ФТС проведена огромная работа по информатизации и технологизации взаимодействия с поднадзорными субъектами, активно внедряются информационные системы, созданы «личные кабинеты». Министр выступил с предложением запустить в Калининградской области пилотный проект «Цифровой регион». Речь идёт о внедрении цифровых технологий в управлении городским хозяйством, в управлении агропромышленным комплексом, в мелиорации. Сейчас, по словам министра, лидерами в части информатизации среди субъектов РФ являются Москва, Московская область и Татарстан, но у Калининградской области есть уникальная возможность не просто догнать передовиков, но и пойти дальше.

Мы сейчас обсуждаем в связи с поручением президента реализацию программы "Цифровая экономика". Она подразумевает внедрение информационных технологий и в госуправлении, и в управлении территориями, регионами, в том числе с использованием интернета вещей в организации городского пространства. Я бы рекомендовал руководству области реализовать программу "Цифровой регион". Таких проектов у нас сейчас нет, но это позволило бы пронизать цифровыми технологиями все сферы жизнедеятельности государства и бизнеса. В результате с учётом специфики Калининградской области и её замкнутости может получиться уникальный проект», — считает Михаил Абызов.

Идею цифровизации госконтроля поддерживает и Александр Шохин. По его словам, цифровые технологии — это не только автоматизация, это другой тип оказания государственных услуг, другой тип общения бизнеса и граждан с государством.

С рядом замечаний, касающихся взаимодействия таможенных офицеров и бизнеса в регионе, выступил уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области Георгий Дыханов. В то время как число плановых проверок неуклонно падает, число внеплановых остаётся на месте или даже растёт. Эта ситуация будет исправлена, заверил глава региона. Сейчас перед руководством региона, по словам губернатора, стоит задача радикального сокращения внеплановых проверок. В тех органах, которые подчиняются правительству Калининградской области, все согласования внеплановых проверок будут проходить через губернатора. По данным прокуратуры, 63% всех проверок ничем не заканчиваются, а контролёры и предприниматели просто теряют время.

Ещё одна проблема, по словам бизнес-омбудсмена, — это неэффективная система управления рисками.

Правоприменительная практика в этой части не всегда соответствует интересам страны и неэффективна, поскольку даёт очень широкое применение, вариативность в локальных рисках. По экспертным оценкам, у нас около 40 тыс. профилей риска, которые можно применять. Через них таможенные органы имеют возможность оказывать давление на бизнес. При корректировке таможенной стоимости таможенные органы не всегда используют корректную информацию. Общая непрозрачность таможенных процедур не описывает чёткий порядок действий предпринимателя и таможенного офицера. Необходимо обеспечить прозрачность системы управления рисками, а именно — унифицировать профили риска на всей территории РФ», — считает Георгий Дыханов.

В дополнительном обсуждении, в том числе на федеральном уровне, нуждается вопрос отклонений по весовым характеристикам в таможенных декларациях. Зачастую количественные характеристики указаны верно, а вес не совпадает, и таможня воспринимает подобные ситуации как намеренное злоупотребление.

Когда речь идёт об отклонении в весовых характеристиках в результате технических неточностей, таможне следует относиться к этому в мягком режиме. Но если речь идёт о злоупотреблениях, связанных с попытками минимизировать таможенную стоимость за счёт занижения веса, то здесь необходимо применять меры репрессивного характера, потому что это обман государства, и это недопустимо. Мы должны совместно с таможней разработать такой режим решения возникающих проблем, чтобы предприниматели не ставили вопрос об арестованных партиях товаров и заблокированной деятельности», — сказал Михаил Абызов.

Он попросил бизнес-омбудсмена и ТПП подготовить детальное изложение проблемы и видение того, как можно её решить. Министр также сообщил, что на следующей неделе намерен совместно с руководством таможенной службы, Калининградской ТПП и общественно-деловым советом начать проработку этого вопроса. Также министр призвал более активно использовать возможности досудебного урегулирования споров по незначительным нарушениям.

Внедрение «презумпции добросовестности» поднадзорного субъекта — это, по словам Михаила Абызова, один из важнейших элементов реформы контрольно-надзорной деятельности.

Мы изначально относились к поднадзорным субъектам как к нарушителям, а вот внедрить эту культуру, эту презумпцию — это задача как для надзорных ведомств, так и для предпринимательского сообщества. Мы вместе должны создавать новое пространство взаимодействия государства и предпринимателя. Для предпринимателя очень многое должна значить репутация. Если есть репутация, то и контролирующим органам будет гораздо проще строить свою работу, переводя взаимодействие с бизнесом в партнёрскую и сервисную модель. За последение несколько десятилетий мы эту культуру чуть растеряли и сейчас её восстанавливаем. Подобные совещания и дискуссии с бизнесом формируют эту новую среду», — заключил министр.

По завершении мероприятия правительство Калининградской области, РСПП и Союз промышленников и предпринимателей Калининградской области в присутствии Михаила Абызова подписали соглашение о сотрудничестве по улучшению инвестиционного климата, комплексному развитию территорий Калининградской области и реализации инвестиционных проектов. Стороны будут помогать в реализации стратегии социально-экономического развития Калининградской области, содействовать устойчивому развитию предприятий региона и внедрению на них современных технологических и инновационных процессов. Одним из направлений совместной работы станет сохранение на промышленных предприятиях области работоспособного кадрового персонала и формирование системы охраны труда, а также внедрение элементов национальной системы квалификаций. Также стороны, подписавшие соглашение, будут содействовать развитию на территории Калининградской области детского технического творчества. Подписание состоялось после публичного обсуждения правоприменительной практики региональной ФТС.


Все события