Крымские предприниматели и ФАС провели откровенный диалог

9 Июня 2017

Практики контрольно-надзорной деятельности ФАС на территории Крыма и Севастополя пока отличаются от общероссийских, у предпринимателей есть много вопросов к обеспечению защиты конкуренции в регионе. Для решения наболевших проблем необходимо кардинально изменить формат диалога между предпринимателями и антимонопольным органом. Результаты деятельности ФАС в Севастополе обсуждались 9 июня на публичном балансовом совещании с участием куратора реформы госконтроля, министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, главы ФАС Игоря Артемьева и врио губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова. Представители бизнеса в ходе встречи, которая длилась более 3 часов, получили ответы на все интересующие их вопросы. По итогам обсуждения будут приняты практические меры, направленные на решение выявленных проблем, а первые изменения должны появиться уже через 3 месяца.

Открытые балансовые мероприятия по итогам деятельности контрольно-надзорных органов проводятся ежеквартально на федеральном и муниципальном уровне в рамках приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности, которая реализуется на площадке президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Подобные обсуждения направлены на профилактику нарушений: предприниматели получают информацию о типичных выявляемых нарушениях и могут устранить их на своих объектах до прихода инспектора. Главная задача — преобразовать государственный контроль и надзор и сделать его более партнёрским по отношению к бизнесу, изменить репрессивный уклон государственного контроля и надзора.

ФАС — одно из 12 надзорных ведомств, реализующих программу по реформе госконтроля в приоритетном порядке. На федеральном уровне служба в этой части уже достигла значимых результатов.

Ещё до начала преобразований в контрольно-надзорной деятельности мы совместно с ФАС проводили большую работу по оптимизации взаимодействия с предпринимательским сообществом. За последние два года ФАС сократила количество плановых проверок более чем на 40%, в результате мы ушли от контроля за мелкими нарушениями и сконцентрировали работу контрольно-надзорных органов в сфере антимонопольного законодательства исключительно на значимых для экономики нарушениях. Профилактика правонарушений в сфере антимонопольного законодательства для Севастополя особенно актуальна, потому что идёт работа по применению российского законодательства, внедрению наилучших стандартов», — отметил Михаил Абызов.

ФАС, реализуя реформу госконтроля, установила категории риска нарушений антимонопольного законодательства в зависимости от масштаба и вида деятельности предприятия. Например, аптека с выручкой менее 10 млрд рублей относится к низкой степени риска, плановые проверки там не проводятся. А торговая сеть с выручкой более 10 млрд рублей относится к средней категории риска, плановые проверки там могут проводиться не чаще, чем раз в 3 года. Служба ведёт работу по систематизации требований к бизнесу, внедряет практику чек-листов, автоматизирует свою надзорную деятельность и ведёт борьбу с коррупционными проявлениями. Все эти меры, как ожидается, позволят к концу 2018 года снизить административную нагрузку на бизнес по линии ФАС на 20%, а к концу 2025 года — на 25%.

По словам Игоря Артемьева, ФАС превратилась из органа карательного надзора в орган предупредительного надзора. Если раньше служба сразу нападала и начинала расследование в случае обнаружения признаков правонарушения, то теперь направляет короткое предупреждение, «жёлтую карточку» практически по всем составам, кроме монопольно высокой цены и похищения чужого товарного знака. В результате 85% предупреждений исполняется без лишних административных процедур и штрафов.

В работе ФАС в Крыму, в Севастополе и по всей России есть различия. Если говорить о контрольно-надзорной деятельности, то в Крыму количество антимонопольных нарушений увеличивается. Это связано с тем, что вводится новое законодательство, которое предприниматели, работающие в системе монополий, не понимают, они не знают, как пользоваться этим законодательством, то же самое касается и законодательства о госзакупках. Нам нужен откровенный разговор с предпринимателями, постоянный диалог с бизнесом. Если вы чувствуете сегодня, что этого диалога нет или что у предпринимательского сословия есть большие проблемы, мы готовы уделять этому постоянное внимание. Мы должны стать вашими партнёрами, а не напыщенными начальниками, которые откуда-то сверху говорят, что надо делать», — подчеркнул глава ФАС.

Обсуждение темы контроля и надзора крайне важно для региона, подчеркнул Дмитрий Овсянников. Он сообщил, что в Севастополе создана и уже функционирует рабочая группа, занимающаяся совместно с предпринимательским сообществом вопросами совершенствования механизмов надзорной деятельности.

Мы хотим уменьшить количество проверок, готовы публично обсуждать результаты работы наших надзорных органов, принимать практику наших федеральных коллег и применять её здесь», — пояснил он.

Основная часть жалоб, поступающих в региональное управление ФАС, касается закупочной деятельности. Действия, связанные с необоснованными отклонениями участников закупок, занимают треть всех оцениваемых действий заказчиков, а на неправильное описание объектов закупок и запутанность инструкций по заполнению заявок приходится ещё почти 50%. Органы власти Севастополя значительное количество заказов в 2016 году разместили у единственного поставщика. В июне — августе 2016 года на определённых заказчиков были возложены обязанности заключения государственных контрактов у единственного поставщика на сумму свыше 800 млн рублей.

ФАС в Севастополе регулярно сталкивается с проблемами в деятельности субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение. Общая сумма наложенных на монополистов и их должностных лиц штрафов составила в 2016 году 40 000 рублей, а в 2017 году уже свыше 500 000 рублей.

По словам Михаила Абызова, предпринимателям следует обращаться в ФАС сразу же, как только замечено какое-либо нарушение в проведении закупок. Даже если процедура уже состоялась, и ФАС не может отменить торги. По каждому такому случаю нужно проводить разбор полётов и давать указания для организаторов торгов. Если этого не делать, недобросовестные люди и дальше будут злоупотреблять государственными полномочиями, подчеркнул министр. По его словам, необходимо также проанализировать, должны ли такие люди продолжать работать на государственной службе. Соответствующие поправки о возможности проведения антимонопольного расследования в подобных случаях уже внесены в антимонопольное законодательство, отметил Игорь Артемьев.

Михаил Абызов также предложил создавать видеоролики для предпринимателей, в которых описывался бы алгоритм действий предпринимателей при типовых нарушениях в ходе закупочных процедур.

Помимо прозрачных регламентов сделать презентационные ролики, познакомившись с которыми, предприниматели могли бы чётко понять, куда им обращаться в случае того или иного нарушения. Ролики должны описывать определённые сценарии, связанные с нарушением закупочных процедур и прав бизнеса. Это не стоит больших денег. Уровень квалификации и компетенций у предпринимателей разный, не у всех есть юристы. Мы бы сделали матрицу типовых ситуаций, описали бы их и алгоритм действий, и это бы сильно помогло бизнесу», — пояснил министр.

Глава ФАС Игорь Артемьев, в свою очередь, выступил с инициативой по созданию колл-центра для предпринимателей со всей страны, в который они могли бы обращаться с жалобами и вопросами. Это предложение, по словам Михаила Абызова, должно быть проработано.

Ещё одну задачу министр видит в формировании библиотеки типовых нарушений и причин, по которым были отклонены заявки и не состоялись торги, чтобы бизнес мог избежать нарушений в будущем.

Одна из наиболее острых проблем, волнующих крымский бизнес, связана с организацией нестационарной торговли. В её решении диалог власти и бизнеса крайне важен, согласились участники слушаний.

Сфера торговли и услуг является базовой сферой развития Севастополя. Это часть культурного уклада, который сложился не за последние 5 лет, а за десятилетия. Важно эту сферу сохранить, и, даже изменяя формы, принять такие решения, чтобы она оставалась локомотивом. Чтобы была понятна перспектива развития. Чтобы люди, которые реализовали себя как предприниматели, увидели и нашли себя в этой перспективе. Вот этого диалога сейчас, наверное, недостаточно. Этот диалог надо ещё раз провести, изменив его формат. Нам надо очень бережно и трепетно относиться к бизнесу в Крыму и учитывать все особенности переходного периода. Нам нужно не просто вовлечь бизнес в Крыму в активную экономическую деятельность. Он должен стать фундаментом экономики Крыма», — подчеркнул Михаил Абызов.

Он призвал подумать о предоставлении преференций крымскому бизнесу — не нарушая закон, а принимая федеральные нормативные акты. Глава ФАС, в свою очередь, сказал, что ведомство готово дать соответствующие рекомендации.

В нашей стране предприниматели — это штучный товар. Нет очередей из желающих заниматься бизнесом. Нужно максимально помочь открывать бизнес там, где это уместно. Спасибо большое Открытому правительству и лично Михаилу Анатольевичу за то, что он идёт на амбразуру и помогает бизнесу и власти услышать друг друга», — отметила вице-президент Торгово-промышленной палаты Елена Дыбова.

Ещё одна животрепещущая проблема — высокая стоимость топлива и продуктов питания на территории Крыма. ФАС уже возбудила дело в отношении основных сетей из-за завышения цен на топливо. В отношении продуктов питания картельного сговора служба не видит. Здесь проблема гораздо глубже — региону нужно открывать рынки и меняться товарами, но этому препятствуют транспортные и другие проблемы. Михаил Абызов в этом вопросе призвал принимать только объективные решения, дать возможность всем сторонам высказаться и представить свои аргументы.

Все жалобы, вопросы, замечания и предложения бизнеса, прозвучавшие в ходе слушаний, будут обобщены, ответы на вопросы опубликуют в интернете в открытом доступе. Меры, направленные на решение системных проблем, будут включены в план мероприятий по реформированию контрольно-надзорной деятельности, подчеркнул Михаил Абызов. Он рекомендовал ФАС в кратчайшие сроки начать работу по образованию государственных заказчиков, а также по развитию образовательных форматов для предпринимателей. По результатам второго квартала пройдёт второй цикл обсуждения правоприменительной практики ведомства в регионе, в ходе этого обсуждения министр рассчитывает увидеть практические результаты диалога антимонопольного ведомства и бизнеса.


Все события