Чек-листы в транспортном надзоре станут обязательными с октября

6 Июня 2017

Федеральные инспекторы транспортного надзора и транспортной безопасности при проведении плановых проверок предпринимателей обязаны будут руководствоваться проверочными листами — списками контрольных вопросов, которые позволят выяснить, соблюдаются ли на предприятии ключевые требования. Соответствующее постановление правительства подписал председатель правительства Дмитрий Медведев. Нововведение вступает в силу с 1 октября 2017 года.

Внедрение чек-листов предусмотрено приоритетной программой по реформированию контрольно-надзорной деятельности, которая реализуется в рамках президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Её куратором в правительстве назначен министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Все 12 ведомств, участвующих в приоритетной программе, должны подготовить проверочные листы в течение года, чтобы уже с 2018 года начать использовать их при осуществлении проверок.

Согласно изменениям в положения о федеральном государственном транспортном надзоре и надзоре в области транспортной безопасности, которые вносятся постановлением, предмет плановой проверки теперь будет ограничен лишь перечнем вопросов, включённых в чек-лист. Выходить за его рамки инспектор не сможет. В проверочные листы должны входить только те вопросы, которые позволяют проверить исполнение наиболее значимых требований с точки зрения угрозы причинения вреда. Требование следует включать в чек-лист, если в случае его нарушения могут пострадать люди, животные и растения, окружающая среда, объекты культурного наследия или если создаётся угроза безопасности государства.

Использование проверочных листов поможет нам, с одной стороны, повысить защищённость наших граждан и государства в целом, а с другой — снизить административные и финансовые издержки предпринимателей и оптимизировать ресурсы надзорных органов. Ведь из тысяч существующих требований предстоит отсечь те, которые ведут к наибольшим затратам для бизнеса и абсолютно бесполезны с точки зрения обеспечения безопасности жизни и граждан. Сама работа транспортных инспекторов при этом станет значительно прозрачнее. Таким образом, мы в корне меняем подход, при котором каждая проверка обязательно должна заканчиваться актом и выявлением нарушения. Нам важно сейчас перевести работу контрольно-надзорных органов с "палочной" системы на их ответственность по конечному результату. Взаимодействие инспекторов с проверяемыми субъектами должно строиться в формате не полицейском, а партнёрском, сервисном — с элементами консультаций и выработки совместных решений», — говорит Михаил Абызов.

В феврале этого года правительство утвердило требования к опросникам для проверок бизнеса. Согласно постановлению, формы проверочных листов должны утверждать контрольно-надзорные органы федерального, регионального и муниципального уровня, а информация о разработке проектов соответствующих актов и итогах их общественного обсуждения должна размещаться на портале regulation.gov.ru. В форме необходимо указывать вид контроля или надзора, а также вид деятельности проверяемого субъекта или объекта, их категории риска и классы опасности. Кроме того, чек-лист должен содержать наименование органа госконтроля, а также реквизиты документов, в которых содержатся проверяемые требования. В чек-листе должен быть указан учётный номер проверки, по которому можно будет найти информацию в едином реестре проверок.

Проверочный лист может иметь и электронную форму, в этом случае он должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью. Утверждённые формы чек-листов затем размещаются в открытом доступе на официальных сайтах контрольно-надзорных органов, так что предприниматели смогут самостоятельно, до прихода инспектора, проверить, насколько соблюдаются обязательные требования на их объекте, и своевременно устранить нарушения.

Внедрение чек-листов — часть проекта по систематизации требований, соблюдение которых инспекторы проверяют у предпринимателей. Ревизия требований станет отправной точкой для решения других задач реформы. Общественно-деловой совет, созданный при проектном комитете реформы, ведёт сбор предложений от бизнес-сообщества по систематизации, сокращению и актуализации обязательных требований в соответствии с разработанными критериями избыточности, устаревания и дублирования. В ближайшие месяцы будут подготовлены конкретные планы по корректировке обязательных требований по наиболее массовым видам контроля, а к концу года — внесены изменения в нормативно-правовые акты, их устанавливающие.

В общей сложности в российском законодательстве сегодня насчитывается около 2 млн обязательных требований, их ревизия, по оценкам Михаила Абызова, займёт до 5 лет.

В рамках проекта по систематизации обязательных требований также планируется внедрение принципа «1 in, 2 out» — для принятия одного нового требования необходимо будет исключить два уже существующих. Проектный комитет реформы госконтроля в мае одобрил соответствующий проект постановления правительства. Нормативно-правовые акты, устанавливающие обязательные требования в сфере предпринимательской деятельности, будут упорядочены и разделены на кодексы.


Все события