Итоги работы таможенной службы за квартал обсудили с предпринимателями

1 Июня 2017

Федеральная таможенная служба значительно продвинулась в части внедрения механизмов «умного» контроля и надзора. Наработанные ведомством практики, в том числе в области автоматизации и информатизации госконтроля, будут полезны другим контрольно-надзорным органам, которые только начинают оптимизировать свою работу. Это отметил Михаил Абызов в ходе публичного обсуждения правоприменительной практики ФТС на федеральном уровне, которое состоялось 31 мая.

Публичные балансовые мероприятия по итогам проверок проводятся ежеквартально на федеральном и региональном уровне в рамках приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», которую курирует Михаил Абызов. В них участвуют руководители надзорных органов, главы регионов, предприниматели, представители деловых и общественных объединений, а также СМИ. Их основная цель — ознакомить предпринимателей с типичными нарушениями, чтобы дать им возможность провести самостоятельный аудит соблюдения обязательных требований.

Оптимизация контрольно-надзорной деятельности имеет ключевое значение для повышения конкурентоспособности российской экономики, подчеркнул Михаил Абызов. В представленных президенту программах стратегического развития России — в плане мероприятий правительства по опережающему развитию экономики, проектах Центра стратегических разработок и «Столыпинского клуба» — одна из ключевых ролей отводится реформе государственного контроля и надзора.

У нас в реализации проекта принимают участие и ФТС, и ФАС, и ФНС. У них есть своя специфика, заключающаяся в том, что основной ущерб, который предотвращает государственный контроль в этих сферах госуправления, — это ущерб экономический, ущерб по вопросам конкуренции, транспарентности и прозрачности ведения бизнеса. От того, как реализуются эти задачи, зависит, насколько мы конкурентоспособны по отношению к странам — членам Таможенного союза и нашим международным партнёрам. В этой части Таможенная служба находится в авангарде. Коллеги очень хорошо анализируют международные практики и понимают подходы. В этой части безусловная специфика ФТС заключается в надгосударственном регулировании. Все эти аспекты были нами учтены при подготовке паспорта реформы контроля и надзора ФТС», — отметил Михаил Абызов.

Обсуждения правоприменительной практики ФТС уже прошли в Пскове, Брянске и Минеральных водах. Служба стремится решать вопросы профилактики таможенных правонарушений комплексно, с максимальным вовлечением самих предпринимателей, подчеркнул глава ФТС Владимир Булавин.

Решение задачи по снижению административной нагрузки на бизнес возможно только при активном участии бизнеса. Федеральная таможенная служба надеется, что открытое обсуждение актуальных вопросов таможенного дела будет способствовать не только повышению информированности бизнеса и повышению прозрачности деятельности таможенных органов, но и соблюдению таможенного законодательства», — сказал руководитель ФТС.

Основная цель реформы госконтроля для ФТС — минимизация издержек бизнеса одновременно со снижением фискальных рисков для бюджета страны. Внедрять риск-ориентированный подход и использовать систему управления рисками ФТС начала ещё в 2014 году. Со 2 квартала этого года в службе будет внедрена трёхуровневая модель распределения участников внешнеэкономической деятельности по категориям риска. Для более чем 2,8 тыс. предприятий низкого уровня риска процедуры контроля будут существенно упрощены. ФТС также активно применяет в своей деятельности информационные технологии — для взаимодействия бизнеса с таможенными органами созданы «личные кабинеты», служба переходит на электронный документооборот.

Согласно докладу по правоприменительной практике ведомства, за 1 квартал 2017 года в отношении участников внешнеэкономической деятельности было проведено 1638 проверок. По результатам проверочных мероприятий взыскано таможенных платежей, пеней, штрафов на сумму 1,4 млрд рублей (на 16% больше, чем в 1 квартале 2016 года).

По результатам разных видов таможенного контроля выявлен ряд типовых и массовых нарушений обязательных требований международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза, и законодательства РФ о таможенном деле. В список нарушений вошло несоблюдение требований по определению таможенной стоимости, неверное определение кода товаров по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, несоблюдение запретов и ограничений при экспорте лесоматериалов. Также довольно часто встречаются нарушения соблюдения условий таможенных процедур.

По итогам 1 квартала таможенные органы рассмотрели 1793 жалобы юридических и физических лиц на решения, действия или бездействие таможенных органов. Из них 1227 жалоб рассмотрено по существу, а в рассмотрении 566 жалоб было отказано. В судах и в вышестоящих таможенных органах было обжаловано 60 решений, принятых по итогам рассмотрения жалоб, из них 10 признаны правомерными.

С 2014 года существует институт профилактических проверок. Когда мы не имеем однозначных признаков правонарушений — выходим на профилактическую проверку. Сейчас, чтобы не создавать дополнительную нагрузку на "белый" бизнес, мы будем стараться уходить от профилактических мероприятий в форме таможенной проверки на другие формы: мониторинг, анализ, используя обширные информационные ресурсы ФТС и ФНС», — отметил начальник главного управления таможенного контроля после выпуска товаров Валерий Селезнев.

Он также сообщил о планах внести в законодательство изменения, согласно которым будет установлен срок проведения камеральной проверки в 1 год. Это значительно облегчит условия ведения бизнеса, поскольку проверки с открытой датой некомфортны для предпринимателей.

В ходе обсуждения Михаил Абызов предложил рассмотреть возможность ужесточения санкций для недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Они, по его словам, представляют угрозу для добросовестного бизнеса, потому что нарушают основные принципы конкуренции.

Если кто-то может манипуляциями занизить стоимость, исказить отчётность, провести операцию с наименьшими издержками, от этого в первую очередь страдает не только бюджет, но и добросовестные участники, которые изначально ставятся в неконкурентное положение относительно тех, кто применяет эти схемы. Наша задача совместно с Общественно-деловым советом по реформе госконтроля, с Экспертным советом при правительстве, с общественным советом при ФТС и с сообществом добросовестных участников внешнеэкономической деятельности совершенствовать правила, с тем чтобы возможностей для таких злоупотреблений и таких нарушений, которые дают кому-то конкурентное преимущество, было как можно меньше. Мне кажется, здесь надо оценить нам совместно адекватность санкций за подобные нарушения. Они должны быть экономически невыгодными. Нам надо проанализировать соразмерность санкций и ущерба от этих нарушений не только для конкретных партий, но и для добросовестных участников», — сказал министр.

Также Михаил Абызов предложил защитить конечных приобретателей товаров от нарушений контрагентов. В случае, когда конечный приобретатель ввезённого товара заплатил полную рыночную стоимость, а на одном из этапов было допущено нарушение, он несёт фискальную нагрузку, по сути дела 2 раза оплачивая одни и те же фискальные платежи, не будучи участником этого нарушения.

Нам надо от бизнес-сообщества и экспертов подготовить такие рекомендации для добросовестных участников с описанием основных рисков, чтобы они были предупреждены, знали своего контрагента и могли иметь в будущем доступ к информационным базам, по которым могли бы проверить добросовестность участников всей цепочки поставки», — указал министр.

Также на заседании прозвучало предложение возобновить работу экспертного совета при ФТС по импорту алкогольной продукции, ранее его возглавлял руководитель ФТС. Сейчас при ФТС действует экспертно-консультационный совет, в повестку которого можно внести и этот вопрос, прокомментировал Владимир Булавин. Михаил Абызов, в свою очередь, подчеркнул, что активность в направлении открытости «не должна создавать бардака и суеты». Нужно объединять разные формы работы, чтобы, с одной стороны, действительно обеспечить открытость, а с другой — сделать так, чтобы открытость, которую мы требуем от органов власти, помогала, а не мешала выполнять основные задачи, подчеркнул он. Общественный и экспертно-консультационный советы при ведомстве работают эффективно, считает Михаил Абызов. А сама таможня за последние годы, по его мнению, прошла большой путь в части создания экспертно-общественного диалога и сегодня находится в совершенно другой системе взаимодействия. Это отражается и на затратах, и на рейтинге соответствующих сервисов и служб по линии таможни, заметил министр. Теперь важно, чтобы предприниматели в регионах также вступали в подобный диалог.

В ближайшее время ФТС, по словам министра, предстоит сконцентрироваться на подготовке закона о таможенном регулировании в рамках Таможенного союза. Он будет вынесен на экспертное и межведомственное согласование.

Публичные балансовые мероприятия уже начали приносить практические результаты, констатировал Михаил Абызов.

Мы за последний месяц с участием федеральных министров, с моим участием, с участием вице-премьеров провели целый ряд совещаний по линии МЧС, транспортного надзора, по линии Росприроднадзора и Роструда. Многие предложения, которые высказали предприниматели по результатам проверочной деятельности за истекший квартал, сейчас начинают находить своё отражение в плане нашей работы по совершенствованию законодательства и нормативно-правовой базы. Поэтому наше общение, общение наших терорганов имеет чёткую применительную область — это выработка совместных решений по повышению качества администрирования контроля и надзора», — подытожил министр.

Сбор вопросов от предпринимателей, участвовавших в обсуждении правоприменительной практики ФТС, по предложению министра продлится в онлайн-режиме в течение как минимум месяца. Тексты докладов будут размещены на интернет-ресурсах Открытого правительства и ФТС вместе с ответами на вопросы.


Все события