МЧС не будет наказывать дважды за одно нарушение, предупреждение станет основной мерой воздействия

19 Мая 2017

Подходы МЧС к совершенствованию государственного надзора в рамках реализации реформы контрольной и надзорной деятельности достаточно эффективны — об этом свидетельствуют показатели работы ведомства. Так, обстановка с чрезвычайными ситуациями и пожарами демонстрирует устойчивую позитивную динамику. Министерству рекомендовано внедрять риск-ориентированный подход и в других сферах надзора и повышать роль профилактических мер, а административная ответственность должна перестать быть основной мерой борьбы с нарушениями. МЧС, в частности, не должно наказывать дважды за одно нарушение, а предупреждение должно стать основной мерой воздействия. Такие рекомендации содержатся в резолюции по итогам Всероссийского форума Открытого правительства, МЧС и предпринимательской платформы партии «Единая Россия» по реформе госконтроля и публичному обсуждению правоприменительной практики надзорных органов МЧС.

Документ подписали министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов и глава МЧС Владимир Пучков.

Проведение публичных балансовых мероприятий по итогам работы надзорных органов предусмотрено приоритетной программой «Реформа контрольно-надзорной деятельности», которая утверждена президиумом Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Старшим должностным лицом, ответственным за реализацию реформы, является министр РФ Михаил Абызов. Первое публичное обсуждение правоприменительной практики МЧС с предпринимательским сообществом состоялось 7 апреля в Туле с участием министра РФ Михаила Абызова, главы МЧС Владимира Пучкова и губернатора Тульской области Алексея Дюмина.

Затем 20 апреля с бизнес-сообществом в открытом режиме обсудили итоги работы ведомства на федеральном уровне. В резолюции предлагается признать проведённое мероприятие эффективным инструментом взаимодействия между органами государственной власти и представителями бизнеса и продолжить практику таких обсуждений в субъектах РФ. Соответствующий опыт МЧС рекомендовано учесть и другим надзорным органам, а МЧС — разработать ведомственные правовые акты и нормативные документы, направленные на установление порядка организации и проведения публичных обсуждений результатов правоприменительной практики.

Участники обсуждения признали проведение работы в данном формате эффективным инструментом по взаимодействию с субъектами предпринимательской деятельности и выработке решений, направленных на совершенствование функций государственных надзоров МЧС России, при обеспечении прав и защиты интересов бизнеса и субъектов экономической деятельности в целом», — отмечается в документе.

Практику вынесения предостережения, предупреждения или устного замечания в резолюции предлагается признать эффективным инструментом официального государственного порицания нарушителей обязательных требований, а практику привлечения к ответственности за одно и то же нарушение без достаточной доказательной базы нужно исключить. Вынесение предостережения, предупреждения или устного замечания должно быть определено как основная мера воздействия. Кроме того, МЧС рекомендовано осуществлять разъяснительную работу с представителями малого и среднего бизнеса и ограничиваться предупреждением или устным замечанием при выявлении нарушений, совершённых впервые, и продолжать работу по развитию института консультирования бизнес-сообщества по правилам комплексной безопасности.

Переход от репрессивной системы контроля и надзора к партнёрским отношениям между инспектором и проверяемым, а также акцент на предотвращении ущерба жизни и здоровью граждан при одновременном снижении нагрузки на бизнес — главные принципы реформы контрольно-надзорной деятельности, которая проводится под эгидой Открытого правительства.

Наша главная задача — совместно с руководством регионов и руководителями министерств и ведомств изменить характер государственного надзора. Переключиться с репрессивного надзора, который по факту сложился, на надзор партнёрский, с тем чтобы мы помогали предпринимателям выполнять обязательные требования. Не только наказывали и штрафовали бы их, но и разъясняли требования, многие из которых для них являются запутанными и непонятными, и совместно вырабатывали бы пути совершенствования нашего госнадзора», — отметил Михаил Абызов.

МЧС уделяет большое внимание внедрению нового формата контрольно-надзорной деятельности. Все проверки с 2017 года осуществляются только на объектах с высокой и значительной степенью риска: это объекты соцсферы, здравоохранения, образования, опасные объекты. За 2016 год общее количество проверок, проводимых МЧС, сократилось на треть, количество лиц, привлечённых к административной ответственности в виде штрафа, снизилось в 2 раза, а доля наказаний в виде предупреждения, напротив, увеличилась на 44%. Количество запланированных на 2017 год проверок снижено на 35%. При этом в 2016 году количество техногенных пожаров и ущерб от них снизились, сократилось число чрезвычайных ситуаций, была улучшена работа объектов социальной инфраструктуры. Министерство ведёт активную работу по пересмотру и актуализации обязательных требований: на первом этапе объём требований уже удалось сократить в десятки раз, эта работа будет продолжена.

Министерство реализует и такие направления реформы госконтроля, как внедрение эффективных механизмов кадровой политики, профилактика коррупционных проявлений, автоматизация контрольно-надзорной деятельности.

Раскрывать предпринимателям информацию о прошедших проверках и наиболее частых выявленных нарушениях, чтобы избежать их повторения в будущем, призваны балансовые мероприятия с участием подконтрольных субъектов, которые проводятся ежеквартально уже с апреля 2017 года.


Все события