Работу Росприроднадзора в Ярославской области обсудили с бизнесом

28 Апреля 2017

Проблема дублирования контрольно-надзорных функций в сфере природоохранного и экологического законодательства требует скорейшего решения. Для этого необходимо, в том числе, выстроить информационное взаимодействие между проверяющими ведомствами на региональном уровне. Пересечение сфер деятельности в рамках экологического надзора должно быть проанализировано и на федеральном уровне. Эти вопросы обсуждались 28 апреля в ходе публичного балансового мероприятия по итогам контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора в Ярославской области, в котором приняли участие куратор реформы госконтроля, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, руководитель Росприроднадзора Артём Сидоров, врио губернатора Ярославской области Дмитрий Миронов, председатель правительства региона Дмитрий Степаненко, представители подконтрольных субъектов и деловых объединений.

Проведение публичных ежеквартальных балансовых мероприятий, на которых контрольно-надзорные органы отчитываются перед предпринимателями и общественностью об итогах проведённых ими проверок, предусмотрено приоритетной программой «Реформа контрольной и надзорной деятельности», которая реализуется на площадке Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Люди должны понимать, в чём задача госконтроля и надзора. Мы должны разговаривать с гражданами и объяснять, каким образом построена эта работа. Она должна быть для них абсолютно прозрачной. Сегодня мы посмотрим на результаты правоприменительной практики Росприроднадзора по Ярославской области. Думаю, это будет полезный опыт для формирования работы по другим надзорам в Ярославской губернии и поможет улучшить инвестиционный климат и выполнить, в том числе, ту программу, которую сегодня реализует Дмитрий Юрьевич (Миронов) и его команда. Я знаю эту команду как очень технологичную и результативную», — отметил Михаил Абызов.

По мнению Дмитрия Миронова, приоритетная программа по реформированию контрольно-надзорной деятельности является важнейшим проектом и ставит крайне серьёзные задачи перед надзорными органами. На совещании глава региона дал поручение создать межведомственную рабочую группу по совершенствованию госконтроля. Курировать её работу будет зампредседателя регионального правительства.

С целью соблюдения разумного баланса интересов бизнеса и задач контролирующих органов поручаю создать межведомственную рабочую группу по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности на территории Ярославской области в соответствии с намеченными Правительством РФ векторами развития. Это позволит нам работать с большей эффективностью над решением задач, поставленных приоритетной программой», — сказал Дмитрий Миронов.

Эту инициативу положительно оценил Михаил Абызов. Теперь, по его словам, предприниматели, в том числе, будут знать, куда обращаться в случае злоупотреблений со стороны контрольно-надзорных органов.

Роспотребнадзор в Ярославской области делает акцент на профилактику и уход от «палочной» системы надзора, отметил Артём Сидоров.

Профилактика нарушений обязательных требований экологического надзора — это перспективный инструмент взаимодействия с поднадзорными субъектами, предполагающий переформатирование контрольно-надзорной деятельности с задачи выявления уже причинённого вреда на предотвращение и предупреждение», — считает глава Росприроднадзора.

Ведомство внедряет и другие инструменты «умного» контроля, предусмотренные реформой: риск-ориентированный подход при проведении проверок, информатизация надзорной деятельности. Количество плановых проверок Росприроднадзора в Ярославской области ежегодно сокращается: если в 2013 году была проведена 141 проверка, то в 2016 — 38. На 2017 год запланировано 33 проверки. При этом из ежегодного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках так называемых надзорных каникул с 2016 года полностью исключены проверки в отношении субъектов малого предпринимательства. В числе внеплановых проверок значительной остается доля проверок по выполнению ранее выданных предписаний. Их число снизилось более чем на 25%. В 2016 году было выявлено 331 нарушение, наложено 9 млн рублей штрафов, выдано 211 предписаний.

Между тем, предприниматели констатируют рост числа внеплановых проверок на фоне сокращения числа плановых. По данным РСПП, рост составил 2,5 раза. О «кратном, катастрофическом» росте заявил и уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ярославской области Альфир Бакиров. Внеплановые проверки, в том числе проводимые на основании жалоб, должны стать риск-ориентированными, как и плановые, считает Михаил Абызов. Если речь идёт о нарушении, которое не может повлечь серьёзный ущерб, то можно ограничиться дистанционным взаимодействием: направлением запроса поднадзорному субъекту с предписанием провести внутренний аудит.

Большое количество внеплановых проверок осуществляется по линии муниципального контроля, заметил Михаил Абызов. Он подчеркнул, что проверки не должны быть инструментом пополнения бюджета за счёт штрафов. Это противоречит партнёрскому формату надзора, переход на который осуществляется на федеральном уровне.

Говоря о штрафах, министр прокомментировал ситуацию со штрафом в 200 млн рублей Ярославскому водоканалу, который выписал Росприроднадзор, и призвал думать о простых людях, выписывая крупные штрафы социально значимым предприятиям.

Очевидно, что выявленные нарушения требуют соответствующей реакции надзорного ведомства. Но что происходит по факту в жизни? Откуда эти деньги у водоканала будут браться? Не из кармана генерального директора, который допустил эти нарушения. Эти 200 млн рублей будут включены в тариф, и этот штраф в результате будет оплачен гражданами Ярославской области. В результате мы наказываем простых людей. Надо принимать меры дисциплинарного воздействия к менеджменту компаний и в первую очередь работать над этим с прокуратурой. Нам надо при реализации государственного контроля и надзора очень чётко чувствовать эту грань: кого и за что мы наказываем и к чему это приведёт. Мы должны подумать о простых людях», — заявил Михаил Абызов.

В целом предпринимательское сообщество ждёт от реформы позитивных результатов.

Мы рассчитываем, что реформа будет проведена таким образом, что административная нагрузка на бизнес снизится, прежде всего за счёт внедрения риск-ориентированного подхода, который заменит сплошной контроль для поднадзорных субъектов, не являющихся рискованными для безопасности здоровья граждан. Там можно использовать и другие методы, помимо проверок, это самодекларирование соответствия, страхование ответственности», — сказал президент РСПП Александр Шохин.

Он напомнил, что активное участие в реализации приоритетной программы по реформе госконтроля принимает возглавляемый им общественно-деловой совет, в рамках которого создано 13 рабочих групп. В рабочую группу по экологическому надзору и обращению с отходами вошло более 60 представителей бизнеса и надзорных органов. Она уже подготовила список из почти 50 избыточных требований, по 18 уже подготовлены конкретные предложения по корректировке.

В этом году надзорные ведомства должны перейти на внедрение механизмов и технологий проверок с использованием чек-листов, напомнил Михаил Абызов. В них будут включаться требования, связанные с предотвращением существенных рисков. Министр призвал не включать автоматически в чек-листы всё, что написано в нормативно-правовых актах: у инспектора нет времени на всеобъемлющую проверку по 10 тысячам пунктов.

Дублирование есть не только в части требований, но и в части надзорных функций в сфере экологии, которые осуществляют сразу несколько ведомств: Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Ростехнадзор и Роструд.

Это приводит к тому, что административная нагрузка на бизнес-субъект кратно увеличивается. Многие нормативы ввиду разного уровня регулирования друг с другом не стыкуются и являются противоречивыми. Таким образом, может оказаться так, что если предприниматель соответствует одним требованиям, то не соответствует другим. Я обращаюсь к коллегам из наших терорганов. Давайте выстроим эффективную систему кооперации. Надо совместить на уровне субъектов информационные системы, видеть все результаты проверок, а на следующем этапе необходимо выходить по симметричным функциям, возможно, на единый стандарт проверок, чтобы предприниматель мог в полуавтоматическом режиме работать с проверяющим органом», — сказал министр.

Выявление дублирующих надзорных функций на федеральном уровне, по мнению Михаила Абызова, также надо начать с таких сфер, как экология и защита труда. Необходимо, по его словам, подготовить план по ликвидации дублирующих функций и разграничению полномочий и привести в порядок нормативное поле.

Вопросы, которые направляют в Росприроднадзор поднадзорные субъекты, связаны в основном с особенностями взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду и постановки на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Среди типовых нарушений, которые выявляются инспекторами Росприроднадзора, — нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, нарушение правил эксплуатации оборудования для контроля выбросов, нарушение требований к охране водных объектов, отсутствие документа об утверждении нормативов образования отходов, отсутствие паспортов отходов I–IV класса опасности, несанкционированное размещение отходов.

Предприниматели от нас ждут изменения формата нашей работы, а граждане ждут более результативной работы по защите их интересов. Во многих странах сейчас оценивается качество экологической обстановки по количеству обращений в органы здравоохранения людей с астмой. Вот измеритель для граждан качества надзора. Чище стал воздух или нет и как это влияет на их здоровье. Мы будем двигаться в эту сторону. Именно этим прошу руководствоваться, организовывая надзорную деятельность», — заключил Михаил Абызов.


Все события