Реформа госконтроля: поручения подкомиссии

27 Апреля 2017

Результаты исполнения «дорожной карты» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности на 2016–2017 год будут учтены при реализации приоритетной программы по реформированию госконтроля. Такое поручение содержится в протоколе Правительственной подкомиссии по совершенствованию контрольной (надзорной) и разрешительной деятельности госорганов, который подписал куратор реформы, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Поручения подкомиссии также предусматривают анализ подготовленных надзорными ведомствами перечней нормативных актов, содержащих обязательные требования, и организацию обучения госслужащих применению риск-ориентированного подхода в госконтроле.

Итоги мероприятий «дорожной карты» будут использованы, в том числе, при разработке стандарта организации досудебного обжалования, стандарта комплексной профилактики, стандарта зрелости управления результативностью и эффективностью контрольно-надзорной деятельности, а также при внедрении целевой модели осуществления госконтроля в регионах.

Проведённая в рамках «дорожной карты» работа по систематизации обязательных требований, соблюдение которых проверяют государственные контролёры, также будет учтена при реализации приоритетной программы. Подготовленные надзорными ведомствами совместно с предпринимательским сообществом планы-графики по актуализации требований будут направлены в Минюст, который отвечает за соответствующий проект приоритетной программы.

Кроме того, надзорным органам поручено до 15 мая провести самообследование качества перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, и при необходимости их доработать. Для этого Минюст подготовил список контрольных вопросов. Контролёры должны ответить, по всем ли видам контроля размещены такие перечни, легко ли найти перечень на сайте госоргана, размещены ли на сайте непосредственно тексты нормативных актов, предусмотрена ли возможность комментирования и т.д.

Сейчас мы сталкиваемся с тем, что требования не систематизированы, непонятны ни предпринимателям, ни сотрудникам контрольно-надзорных органов. Они по-разному могут интерпретироваться и применяться к одним субъектам и не применяться к другим. Предприниматель считает, что они к нему не относятся, а инспектор считает, что относятся. Здесь нам нужны достаточно скорые и ощутимые результаты», — говорит Михаил Абызов.

Также подкомиссия поддержала предложение Минэкономразвития сделать закрытый перечень видов государственного контроля и надзора приложением к закону о государственном и муниципальном контроле и надзоре, подготовка которого находится в завершающей стадии. Постановление о ведении такого перечня ранее подписал Премьер-министр Дмитрий Медведев.

Что касается такого направления реформы, как переход контрольно-надзорных органов на риск-ориентированные проверки, то здесь, по мнению членов подкомиссии, нельзя обойтись без дополнительной профессиональной подготовки госслужащих. Департаменту государственной службы и кадров Правительства РФ поручено подготовить предложения по организации такой подготовки до 21 июня.

Подкомиссия рассмотрела итоги применения риск-ориентированного подхода в ряде надзорных органов и ход подготовки нормативно-правовых актов по внедрению такого подхода. Самые яркие результаты здесь, как отмечают в Минэкономразвития, демонстрирует МЧС. Число плановых проверок, проводимых ведомством, в 2017 году снизилось на 35% по сравнению с 2016 годом (87 тыс. проверок в 2017 году против 134 тыс. в 2016 году). Роскомнадзор на 2017 год запланировал 378 плановых проверок против 397 в 2016 году, при этом 63% поднадзорных объектов отнесены к низкой категории риска и фактически освобождены от плановых проверок. У ФМБА снижение количества плановых проверок составило 2%, при этом 28% организаций отнесено к низкой категории риска. А вот количество проверок, запланированных на 2017 год Роспотребнадзором, увеличилось на 2 тыс., это связано, в том числе, с включением в план проверок оздоровительных организаций.

Одна из задач на этот год: посмотреть общие показатели интенсивности проверочных мероприятий — плановых и внеплановых, а также категории риска на предмет соответствия ущербу. Инспекторы, высвобождающиеся при сокращении числа проверок, должны перенаправляться на проведение профилактических мероприятий», — говорит Михаил Абызов.

МЧС, Роспотребнадзору, Минздраву, ФМБА, Минкомсвязи и Роскомнадзору поручено ускорить подготовку документов, регламентирующих внедрение риск-ориентированного подхода при организации внеплановых проверок.

«Дорожная карта» предусматривает также подготовку плана-графика размещения информации о проверках в едином реестре. Доработать его с учётом позиций госорганов Минэкономразвития поручено к июню.

Отдельные федеральные госорганы выполнили не все мероприятия «дорожной карты», отмечается в протоколе. Это Минкомсвязь и Роскомнадзор, Казначейство и Росрыболовство, Минстрой, Рослесхоз, Росстандарт и ФНС.


Все события