Предприниматели и инспекторы обсудили работу Роструда в Татарстане

25 Апреля 2017

Опыт открытого взаимодействия и диалога между контрольно-надзорными органами и предпринимателями, накопленный в Татарстане, должен быть распространён и на другие регионы РФ. Такое мнение высказал курирующий реформу госконтроля министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов 25 апреля по итогам публичного обсуждения контрольно-надзорной деятельности Роструда в Татарстане. В мероприятии приняли участие президент Татарстана Рустам Минниханов, руководитель Роструда Всеволод Вуколов, представители предпринимательского сообщества, деловых объединений, общественных организаций и средств массовой информации.

Проведение публичных ежеквартальных балансовых мероприятий, на которых контрольно-надзорные органы отчитываются перед предпринимателями и общественностью об итогах проведённых ими проверок, предусмотрено приоритетной программой «Реформа контрольной и надзорной деятельности», которая реализуется на площадке Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Обратная связь от предпринимателей, по словам Михаила Абызова, крайне важна, потому что система государственного контроля очень масштабна: ежегодно проводится более 3 млн проверок, десятки и сотни тысяч из них — на уровне республики.

И нам очень важно, чтобы работа наших надзорных органов, с одной стороны, защищала граждан — это главная задача госконтроля. С другой стороны, надзор должен быть комфортным для предпринимателей. В рамках таких мероприятий мы устанавливаем формат диалога с предпринимателями с тем, чтобы выработать общие подходы, как совершенствовать госконтроль. Для Татарстана диалог с предпринимателями — не диковинка и не новинка, это является частью культуры взаимодействия государственного аппарата и бизнеса. Здесь Татарстан впереди многих регионов, потому что без откровенного диалога с бизнесом невозможно достичь таких замечательных результатов по развитию промышленности, которые сегодня есть в республике. Практики, которые Татарстан на сегодняшний день вырабатывает, надо внедрять и в других регионах. Здесь нет ничего сверхинновационного и очень сложного. Просто надо уметь быть открытыми и понятными для людей», — отметил министр.

Президент Татарстана Рустам Минниханов, в свою очередь, рассказал, что еженедельно в Доме правительства проходят совещания, которые начинаются с обзора ситуации в сфере охраны труда.

Случаи травматизма, обеспечение условий труда, выплата зарплаты — эти вопросы находятся у нас на постоянном контроле», — сказал Рустам Минниханов.

Роструд начал реализовывать концепцию реформирования инспекции в сфере труда несколько лет назад в соответствии с распоряжением Правительства, напомнил Всеволод Вуколов. Основная задача реформы в сфере трудового надзора, по его словам, заключается в том, чтобы определить, каким образом должны быть выстроены отношения работодателя, работника и инспектора, какими должны быть требования надзорных органов и каким должен быть качественный контроль и надзор. Мы должны идти к нулю травм и гибелей работников на производстве.

Первое, на что надо обратить внимание, — это профилактика. Хотелось бы, чтобы инспектор по труду занимался не расследованием несчастного случая и проверкой юрлица, а профилактикой. Сейчас наша главная задача — снижение травматизма и смертности на производстве», — сказал Всеволод Вуколов.

Именно на профилактику направлены публичные обсуждения правоприменительной практики контрольно-надзорных ведомств, которые должны ежеквартально проводиться на федеральном и региональном уровне. Как пояснил Михаил Абызов, они помогут перейти от репрессивной модели госконтроля к партнёрской. Она предполагает, что главная задача инспектора — не наказать и выписать штраф, а помочь предотвратить нарушение и последующий ущерб. По итогам таких мероприятий будет сформирована библиотека практик в сфере контрольно-надзорной деятельности всех ключевых надзорных ведомств, подчеркнул министр.

В России смертность на производстве в 3 раза выше, чем в Европе. В то же время этот показатель имеет тенденцию к снижению: число случаев со смертельным исходом уменьшились в 2 раза, случаи с тяжёлыми последствиями — на 40%. Главная задача реформы госконтроля — выйти на показатели по травматизму и смертности, соответствующие лучшим мировым практикам. Сейчас Россия, по словам Михаила Абызова, отстаёт более чем в 2 раза: по контролируемым государством рискам в РФ ежегодно погибает 80 тыс. человек. Необходимо выйти на параметры, которые позволят сохранить жизни людей, подчеркнул министр.

Роструд в рамках реализации реформы пересмотрел старые советские акты, ввёл риск-ориентированный подход при проведении проверок и активизировал профилактическую работу с предпринимателями. Благодаря этому в 2016 году Роструд провёл проверок на 35% меньше, чем в 2014 году, а на 2017 год запланировал на 44% проверок меньше, чем было в 2014-м. Один из шагов на пути к прозрачности деятельности контролирующих органов — это начало работы портала онлайнинспекция.рф — там работодатель может на доступном и понятном языке получить ответы на все интересующие его в части трудового законодательства вопросы.

Систематизация обязательных требований, исполнение которых инспекторы проверяют у бизнеса, — одно из важнейших направлений реформы. Ревизия требований должна способствовать снижению избыточной нагрузки на предпринимателей, что также является целью реформы.

Согласно предварительным данным опроса, проведённого РСПП, в 2016 году более половины компаний — участниц исследования сталкивались в процессе проверок с предъявлением новых, совершенно неожиданных для них обязательных требований. Роструд сделал большое дело — разместил на своём сайте перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых проверяют инспекторы. Этот перечень требует содержательного анализа для дальнейшей конкретизации», — отметила управляющий директор управления рынка труда и социального партнёрства РСПП Марина Москвина.

На сегодняшний день массив нормативно-правовых актов, которые устанавливают требования различного уровня, насчитывает в общей сложности порядка 2 млн требований, отметил Михаил Абызов. Многие из них исторически сложились во времена СССР и РСФСР или в 90-х годах, какие-то из них устарели, другие — являются избыточными, не соответствуют новым технологическим трендам. Ведомства должны в течение года перевести советские акты в текущую нормативную базу РФ: либо отказаться от них, либо актуализировать. Но есть акты, по которым невозможно это сделать. По ним будет предусмотрена отсрочка, сообщил министр.

В ходе заседания была представлена статистика по наиболее массовым нарушениям, которые выявляли инспекторы Роструда в ходе проверок. Среди них — несоблюдение порядка оформления трудовых отношений, необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, непроведение медосмотров. За первый квартал 2017 года вынесено 412 постановлений о нарушениях, общий объём штрафов составил 12 млн рублей.

Что касается обращений, поступающих в ведомство, то они в основном связаны с увольнениями работников, оформлением трудовых отношений, обеспечением безопасных условий труда.

Статистика говорит о непропорциональном росте обращений граждан и росте количества проверок, заметил Михаил Абызов. В этой связи он призвал не допускать перегибов на местах и при работе по обращениям граждан также использовать риск-ориентированный подход.

Если поступает обращение гражданина, и мы видим, что нарушение не относится к высокой категории опасности, не надо сразу спешить с проверкой. Можно, к примеру, перевести это в режим самообследования, а в случае выявления нарушений — обязать ликвидировать их и прислать об этом отчёт. Таким образом, мы не будем лишать граждан права на обращение и исключим использование инструментов недобросовестной конкуренции», — сказал министр.

Он также призвал дополнительно рассмотреть вопрос дублирования наказаний. Зачастую в случае нарушений к ответственности привлекаются и юрлицо, и сотрудник, в то время как двойного наказания быть не должно.

Также в ходе обсуждения была поднята проблема эффективности саморегулируемых организаций, в том числе в сфере строительства. По мнению Михаила Абызова, необходимо исключить создание саморегулируемых организаций — однодневок.

СРО-однодневки вредны для экономики и, что самое главное, они дискредитируют правильную идею перевода части государственных функций контроля и надзора в сфере строительства на плечи самих участников рынка в форме саморегулируемой организации», — считает министр.

Министр также обратил внимание на необходимость проведения анализа эффективности расходования средств компенсационных фондов, поскольку в конечном счёте компенсационные фонды, которые формируются в рамках работы строительных СРО, закладываются в стоимость проведения работ. Вся система компенсационных фондов — от того, в каком размере они должны существовать, в каких банках они должны в обязательном порядке храниться и обслуживаться, какова ответственность за сохранность со стороны руководства СРО за деньги в компенсационных фондах — это всё требует серьёзного совершенствования, уверен министр.

Подобные балансовые мероприятия станут регулярными как в Татарстане, так и в других регионах по всем наиболее массовым видам госконтроля. Ответы на вопросы, которые участники обсуждения не успели задать, будут размещены в открытом доступе.

Новые принципы контрольно-надзорной деятельности будут закреплены в законе о государственном и муниципальном контроле и надзоре, который разрабатывается в формате Открытого правительства по поручению главы государства. Как сообщил Михаил Абызов, проект закона находится на итоговой стадии согласования и на этой неделе, скорее всего, будет внесён в Правительство. Ожидается, что он будет принят Госдумой в осеннюю сессию.


Все события