Эксперты предложили меры по финансированию «зелёных» проектов

17 Апреля 2017

Стимулировать развитие в России «зелёных» проектов, предусматривающих использование возобновляемых источников энергии и энергосбережение, поможет внедрение льготных программ проектного банковского финансирования, использование «зелёных» облигаций и фондов, а также предоставление кредитных и налоговых льгот компаниям, внедряющим экологичные технологии. Такие предложения Экспертный совет при Правительстве РФ направил министру РФ по вопросам Открытого правительства Михаилу Абызову.

Подготовить рекомендации по применению «зелёных» финансовых инструментов российскими институтами развития и публичными компаниями ранее поручил Премьер-министр Дмитрий Медведев во исполнение указаний главы государства по итогам заседания Государственного совета, посвящённого вопросам экологии. При подготовке предложений эксперты изучили зарубежный и отечественный опыт «зелёного» финансирования.

Банку России совместно с банковским и экспертным сообществами следует разработать методики по внедрению льготных программ «зелёного» банковского финансирования, считают эксперты.

Сегодня есть практика финансирования на общих основаниях проектов в области возобновляемых источников энергии и энергоэффективности, но, как правило, они являются достаточно капиталоёмкими. Этим и обусловлена необходимость предоставления для предприятий возможностей по реализации льготных программ проектного банковского финансирования», — говорит руководитель рабочей группы Экспертного совета по экологии и природопользованию Рашид Исмаилов.

Институтам развития и госбанкам эксперты рекомендуют подготовить предложения по выделению «зелёных» проектов в отдельный портфель, что, в свою очередь, позволит проводить операции по целевому привлечению средств финансовых рынков. А Минприроды, Минфину и Минэкономразвития следует, по мнению экспертов, подготовить рамочную концепцию поддержки «зелёного» кредитования.

Одним из популярных и перспективных экологических финансовых инструментов, по мнению экспертов Открытого правительства, являются «зелёные» облигации. Они могут способствовать привлечению капитала в проекты по модернизации производств. Однако для этого нужно усовершенствовать нормативно-правовую базу, определить требования к раскрытию информации и к выпуску таких облигаций, продумать механизмы присвоения «зелёного» кредитного рейтинга.

Другой эффективной формой «зелёного» финансирования, по мнению членов Экспертного совета, могут стать «зелёные» фонды — фонды взаимных инвестиций, средства которых инвестируются в компании, реализующие «зелёные» проекты. Также эксперты считают необходимым развитие сектора частных инвестиций в сфере экологичных проектов. Кроме того, Экспертный совет выступает за предоставление кредитных и налоговых льгот для компаний, использующих возобновляемые источники энергии или повышающих энергоэффективность, а также льгот по налогу на прибыль для «зелёных» проектов вплоть до обнуления налоговой ставки. Также необходимо внести изменения в ФЗ-44 и ФЗ-223, регулирующие госзакупки и закупки госкомпаний, установив приоритет закупок «зелёных» товаров и услуг.

Эксперты также выработали ряд мер для стимулирования внедрения российскими институтами развития практик экологически устойчивого развития и применения госкомпаниями добровольных механизмов экологической ответственности. Для внедрения экологических политик, по их мнению, необходимо выпустить директивы для представителей государства и предусмотреть систему мониторинга их исполнения и общественного контроля. Для повышения экологической ответственности публичных компаний и госкорпораций эксперты предлагают ввести финансовые санкции для тех, кто не проводит превентивные природоохранные мероприятия и не ликвидирует вред, причинённый окружающей среде. Вопросы, связанные с управлением экологическими рисками, предлагается включать в технические задания на проведение технологического и ценового аудита инфраструктурных проектов.

Одним из наиболее эффективных и зарекомендовавших себя на международных рынках добровольных механизмов экологической ответственности эксперты считают добровольную сертификацию. Российские предприятия нужно стимулировать к прохождению такой сертификации, а также вводить экологическую сертификацию объектов недвижимости, указывают эксперты. Среди предлагаемых мер стимулирования — снижение кадастровой стоимости земельных участков для застройщиков «зелёных» проектов, компенсация застройщикам затрат на возведение социально значимой инфраструктуры по «зелёным» стандартам, снижение стоимости подключения таких объектов к городским сетям.

Эксперты считают, что на законодательном уровне должны быть зафиксированы единые правила предоставления нефинансовой отчётности компаний. Концепцию развития нефинансовой отчётности, которая предполагает поэтапное внедрение начиная с 2019 года требований к подготовке нефинансовой отчётности для российских компаний, сейчас разрабатывает Минэкономразвития. Пока такие отчёты публикуются добровольно на сайте Российского союза промышленников и предпринимателей.

Без единых правил компании могут готовить такие отчёты по своему усмотрению, обходя неудобные вопросы, например, в отношении уровня причиняемого вреда окружающей среде от осуществляемой деятельности», — считают в Экспертном совете.

Все события